Занятие № 6 - 7

«Принципы и методы обучения» (4 часа)

 

Цель – указать значение учета принципов в обучении и показать особенности выбора методов обучения

Вопросы для обсуждения:

1. Определение, функции, назначение метода обучения, его структура и аспекты исследования.

2. Соотнесенная характеристика понятий «метод воспитания», «метод обучения», «метод исследования».

3. Классификации методов обучения:

- по источнику знаний;

- по характеру познавательной деятельности;

- по способу организации;

- по характеру умозаключений;

- система методов активизации познавательной деятельности;

- система методов формирования познавательного интереса;

- бинарная система методов обучения (М. Махмутов).

4. Методы контроля и самоконтроля в обучении.

5. Проблема выбора методов обучения.

6. Понятие о формах организации обучения, их классификация.

7. Эволюция форм организации обучения в школе.

8. Урок - основная форма организации обучения в современной школе: понятие, типы, виды, структура. Характеристика других форм организации обучения.

9. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока.

 

Рекомендуемая литература:

1. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.

2. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2008.

4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб­ник для студ. высш. и сред, педагог, заведений / Под ред. С. А. Смир­нова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 147-166.

7. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Академия, 2002. 368 с.

 

Задания:

1. Подготовьте фрагмент урока вашей специальности с использованием:

- метода рассказа

- метода беседы

- метода иллюстрации

- проблемного изложения

2. Оцените эффективность всех известных вам методов обучения по следующим критериям:

- формирование мировоззрения, кругозора;

- формирование теоретических знаний;

- формирование практических умений;

- формирование умений добывать, систематизировать и применять знания;

- формирование навыков самообразования;

- формирование навыков упрочнения знаний, умений.

Составьте таблицу. Для этого используйте следующие знаки:

«+!» – метод лучше других способствует решению задачи (т.е. полностью отвечает критерию);

«+» – метод пригоден для достижения цели.

«–» – метод не пригоден для достижения цели.

3. Продумайте и напишите, от чего зависит выбор методов обучения.

4. Охарактеризуйте систему методов обучения, с которой вы познакомились, ответив в ходе изложения на следующие вопросы:

- каковы исходные положения системы;

- какой принцип положен в основу деления методов обучения;

- каковы функции и смысл каждого из методов;

- как реализуются методы обучения в реальном процессе обучения.

5. Составьте сопоставительный словарь педагогических терминов по изучаемой теме на основе анализа литературы. Для этого выпишите по 2-3 варианта определений каждого ключевого термина предлагаемых разными авторами. В качестве творческой работы мо­жете также сконструировать собственные дефиниции отобранных терминов.

6. Составьте план занятия с использованием одной из форм организации обучения: лекции, семинара, занятия с групповой работой, экскурсии, практикума, конференции, кружка, зачета экзамена. В плане занятия укажите:

· тему, курс, класс;

· цели занятия;

· виды деятельности учеников на отдельных этапах;

· планируемые результаты;

· формы их контроля и оценки.

При возможности смоделируйте и обсудите наиболее яркий фрагмент разработанного занятия.