Занятие № 6 - 7
«Принципы и методы обучения» (4 часа)
Цель – указать значение учета принципов в обучении и показать особенности выбора методов обучения
Вопросы для обсуждения:
1. Определение, функции, назначение метода обучения, его структура и аспекты исследования.
2. Соотнесенная характеристика понятий «метод воспитания», «метод обучения», «метод исследования».
3. Классификации методов обучения:
- по источнику знаний;
- по характеру познавательной деятельности;
- по способу организации;
- по характеру умозаключений;
- система методов активизации познавательной деятельности;
- система методов формирования познавательного интереса;
- бинарная система методов обучения (М. Махмутов).
4. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
5. Проблема выбора методов обучения.
6. Понятие о формах организации обучения, их классификация.
7. Эволюция форм организации обучения в школе.
8. Урок - основная форма организации обучения в современной школе: понятие, типы, виды, структура. Характеристика других форм организации обучения.
9. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока.
Рекомендуемая литература:
1. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2008.
4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.
5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред, педагог, заведений / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 147-166.
7. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Академия, 2002. 368 с.
Задания:
1. Подготовьте фрагмент урока вашей специальности с использованием:
- метода рассказа
- метода беседы
- метода иллюстрации
- проблемного изложения
2. Оцените эффективность всех известных вам методов обучения по следующим критериям:
- формирование мировоззрения, кругозора;
- формирование теоретических знаний;
- формирование практических умений;
- формирование умений добывать, систематизировать и применять знания;
- формирование навыков самообразования;
- формирование навыков упрочнения знаний, умений.
Составьте таблицу. Для этого используйте следующие знаки:
«+!» – метод лучше других способствует решению задачи (т.е. полностью отвечает критерию);
«+» – метод пригоден для достижения цели.
«–» – метод не пригоден для достижения цели.
3. Продумайте и напишите, от чего зависит выбор методов обучения.
4. Охарактеризуйте систему методов обучения, с которой вы познакомились, ответив в ходе изложения на следующие вопросы:
- каковы исходные положения системы;
- какой принцип положен в основу деления методов обучения;
- каковы функции и смысл каждого из методов;
- как реализуются методы обучения в реальном процессе обучения.
5. Составьте сопоставительный словарь педагогических терминов по изучаемой теме на основе анализа литературы. Для этого выпишите по 2-3 варианта определений каждого ключевого термина предлагаемых разными авторами. В качестве творческой работы можете также сконструировать собственные дефиниции отобранных терминов.
6. Составьте план занятия с использованием одной из форм организации обучения: лекции, семинара, занятия с групповой работой, экскурсии, практикума, конференции, кружка, зачета экзамена. В плане занятия укажите:
· тему, курс, класс;
· цели занятия;
· виды деятельности учеников на отдельных этапах;
· планируемые результаты;
· формы их контроля и оценки.
При возможности смоделируйте и обсудите наиболее яркий фрагмент разработанного занятия.