Методические рекомендации к практическому занятию

Как вы знаете, основной движущей силой процесса обучения является противоречие между опытом, имеющимся у ребенка, и той учебно-познавательной задачей, которую предлагает учитель. Ш.А. Амонашвили обращается к педагогам с предупреждением: «При создании, разработке, обдумывании учебно-познавательной задачи мы с вами, уважаемый Учитель, обязаны позаботиться вот о чем:

· как сделать, чтобы учебно-познавательная задача, сохраняя уровни трудностей и, таким образом, опасность возможных неудач одних детей, все же вела их к успеху, от маленького успеха к большому; как сделать, чтобы возможные неудачи в решении этой задачи не гасили в детях оптимизации в связи с будущими успехами;

· какие трудности и в каких формах заложить нам в учебно-познава-тельную задачу, чтобы они мотивировали, поощряли движение познавательных сил ребенка, держали эти силы на пределе возможностей;

· в каких формах объяснить ребенку, что действительным продуктом, который он получает от решения учебно-познавательной задачи, является то, что остается в нем: знания, умения, развитость;

· как сделать, чтобы учебно-познавательная задача и по форме, и по содержанию была изящной, привлекательной, задевающей любознательность и интересы ребенка;

· какими должны быть наше участие, уровень нашей помощи в процессе решения ребенком предложенной нами учебно-познавательной задачи, как мы должны исполнять нашу сотрудническую функцию при решении задачи». (Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995. – С. 393.)

А если поставить знак «вопроса» в заключениях педагога? Как бы вы ответили на эти вопросы?

Передаваем ли опыт, например опыт познания? Может ли ученик без собственной деятельности по изучению объекта взять готовые результаты его познания другими людьми, например учеными? Что именно можно передать в обучении: знания, умения, навыки, информацию, способы деятельности?

Два противоположных понимания сущности образования:

· образование процесс воздействия на ученика с целью его со­циализации (ученик — «чистый лист», педагог «дает» ему образование);

· образование — самореализация ученика по отношению к окру­жающему миру (ученик — «семя неизвестного растения», учитель создает условия для его выращивания в соответствии с генетически заложенной программой развития).

Неоднозначность смысла и целей обучения в различных образовательных парадигмах является источником проблем создания общих образовательных стандартов, единых критериев оценки деятельности учеников, учителей, школ.

В каком случае говорят «образование - это процесс» и «образование - это результат»? Приведете пример определения образования, в котором учтены эти два аспекта.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Сущность взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения.

2. Основные принципы и закономерности процесса обучения.

3. Характеристика основных функций обучения.

4. Характеристика основных этапов обучения.

5. Приведите из собственного опыта примеры случайного и систематического обучения. Проанализируйте их отличия с дидактической точки зрения.

6. Образовательные, воспитательные, развивающие задачи урока (тема урока, класс, предмет – по выбору).

7. Методологические основы образовательного процесса?

8. Сформулируйте противоречия образовательного процесса. Почему противоречия являются движущими силами образовательного процесса?

9. Заполните таблицу:

Виды обучения Деятельность учителя Деятельность ученика
1 традиционное    
2 развивающее и т.д.