Занятие № 10

«Профессиональная компетентность педагога» (2 часа)

 

Цель – раскрыть сущность компетентностного подхода в профессиональном становлении педагога.

Вопросы для обсуждения:

1.Карта личности будущего учителя – профессиограмма.

2. Понятие о профессиональной компетентности учителя и ее структура.

3.Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.

 

Рекомендуемая литература:

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.

2. Подласый И.П. Педагогика. – М.. 2008.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.

4. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.

 

Задания:

1. Раскрыть значение слов:

уникальный - (неповторимый, особенный)

коммуникативность - (умение общаться)

феномен - (исключительное явление)

авторитет - (общепринятое значение, влияние).

2. Подготовиться сообщение на тему:

«Проблемы современного образования учителя».

«Что значит быть современным учителем?»

3. Фундаментальные качества личности учителя, обоснуйте каждое из них:

а) гражданская ответственность;

б) педагогическая целенаправленность;

в) вера в возможность творческого развития детей, оптимизм;

г) гуманизм.

4. Какие еще качества важно развить в себе учителю? Насколько ему необходимы справедливость, уравновешенность, терпеливость, сдержанность?

5. Ответьте на вопросы:

а) могут ли личные и профессиональные качества учителя войти в противоречие?

б) как Вы относитесь к учителю, который в сложный педагогической ситуации руководствуется не профессиональными, а чисто человеческими чувствами? (В. Распутин «Уроки французского»).

6. Изучите карту личности будущего учителя. Раскройте смысл каждого качества:

I. Общепедагогические качества личности:

1. Верность научно-педагогическим взглядам на роль наследственности и среды, воспитания и активности самого воспитанника, формирования его личности.

2. Понимание причины и движущих сил развитие личности.

3. Состояние социальной направленности личности.

4. Социально и профессионально значимые свойства личности:

а) гражданственность; д.) справедливость;

б) любовь к детям (гуманизм); е.) доброжелательность;'

в) оптимизм; ж) общительность 5

г) любовь к своей профессии; з ) требовательность к себе и детям;

II. Профессиональные качества:

1. Теоретическая и методическая подготовленность к специальности.

2. Психолого-педагогическая, теоретическая и практическая подготовленность к работе.

3. Развитие педагогических способностей:

а) коммуникативных;

6) перцептивных;

в) эмоциональной устойчивости;

г) конструктивных;

д) дидактических;

е) организаторских;

ж) познавательных;

э) экспрессивно-речевых;

и) креативных (способность к творчеству).

III. Индивидуальные педагогические качества;

1) педагогическая направленность психологических процессов;

2) развитие педагогического мышления и памяти;

3) эмоциональная отзывчивость (эмпатия);

4) развитость воли;

5) культура темперамента;

6) рефлексия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Сущность понятия «компетентность».

2. Понятие компетентности в деятельность педагога.

3. Каковы пути формирования компетентности педагога в процессе вузовского обучения?