Занятие № 6
«Инновационные процессы в образовании» (2 часа)
Цель – раскрыть специфические особенности инновационных процессов в современном образовании.
Вопросы для обсуждения:
1. Нововведения:
- в целях и содержании образования;
- в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;
- в формах и способах организации обучения и воспитания;
- в деятельности администрации, педагогов и учащихся.
(Охарактеризовать и высказать оценочные суждения).
2. Наиболее известные в мире «новые школы» ХХ века (характеристика их отличительных особенностей):
- «свободные школьные общины» (Германия, Россия);
- Вальдорфская школа (Р. Штайнер, Германия);
- школа, организованная в соответствии с «методом проектов» (США, Великобритания, Россия);
- «открытые школы» (Великобритания), «Город как школа» (Берлин), «Город как школа» (Санкт-Петербург), «школа без стен»
- (Великобритания), «снежные» и «морские» классы (Франция);
- система М. Монтессори;
- и другие по предложению студентов.
3. Инновационные дидактические системы (по А. В. Хуторскому):
- личностно-ориентированные системы обучения;
- природосообразные системы обучения;
- культуросообразные системы обучения;
- креативные системы обучения;
- оргдеятельностные системы обучения;
- интенсивные системы обучения;
- ремесленные системы обучения.
(Характеристика специфики каждой, отличительные особенности, оценочные суждения).
4. Инновационные процессы в современном образовании (содержательная характеристика и обсуждение моделей):
- образовательные стандарты;
- дистанционное образование;
- обучение одаренных детей;
- обучение детей с особенностями развития;
- обучение в сотрудничестве;
- обучение на основе метода проектов;
- и другие по предложению студентов и преподавателя.
Рекомендуемая литература:
1. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.
2. Подласый И.П. Педагогика. – М.. 2008.
3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
4. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.
Задания:
1. Подготовьте сообщение об исторической роли инновационных систем обучения.
2. Расскажите об основных инновационных тенденциях в системах экологического (экономического и др.) образования нашей и зарубежных стран. Создайте банк инновационных идей современной школы.
3. Изучите программу опытно-экспериментальной работы одной из школ, выскажите свое мнение о выборе проблемы и темы, методах исследования, этапах подготовки и проведения опытной работы. Прокомментируйте результаты.
4. Раскройте новаторский и исследовательский характер педагогического опыта таких педагогов и учёных России, как И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, Р. Г. Хазанкин, М. П. Щетинин, Е. А. Ямбург и др.
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте определения понятий «инновация», «инновационная деятельность», «нововведения».
2. Раскройте взаимосвязь феноменов «передовой педагогический опыт» и «инновационные процессы в образовании».
3. Перечислите и охарактеризуйте пути формирования инновационной среды в педагогическом коллективе
4. Какие типы инноваций известны в системе образования?
5. Какие новации осуществляются в современной общеобразовательной школе (основной и средней)?