Занятие № 3
«Теоретические и практические истоки педагогики как науки» (2 часа)
Цель – показать органическое единство в знании теории и практики педагогической науки.
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогика как наука.
2. Соотношение научных и житейских педагогических знаний.
3. Взаимосвязь теории и практики в педагогике.
Рекомендуемая литература:
1. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.
2. Подласый И.П. Педагогика. – М.. 2008.
3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
4. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.
Задания:
Обязательные домашние задания
- для всех:
1. Сравнить освещение рассматриваемой темы в различных учебниках по педагогике (либо различными известными педагогами).
2. Схематично отобразите взаимосвязь понятий: знание, теория, наука, практика.
3. Показать на конкретных примерах как осуществляется связь теории и практики в процессе постановки педагогических задач в профессиональной деятельности учителя.
- по выбору студентов:
1. Изучить материал книги В.В.Краевского «Методология педагогики». – Глава 2. «Педагогика – наука о практике», во время чтения текста делать следующие пометки:
V – данная информация соответствует тому, что Вы знали раньше;
(+) – то, что Вы читаете, является новой информацией;
(-) – то, что Вы читаете противоречит тому, что Вы знали раньше;
(?) – то, что Вы читаете, непонятно, Вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Подготовить ответы на вопросы:
- Что изучает педагогическая наука? Предмет и объект науки.
- В чем заключается главная проблема соотношения науки и практики в педагогике?
- Зачем нужна наука учителю?
2. Изучить материал книги С.Соловейчика «Последняя книга». – Глава 54. Подготовить ответы на вопрос: Почему автор называет педагогику наукой об искусстве воспитания?
Индивидуальное задание:
подготовить сообщение о соотношении теории и практики в педагогике в статье К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ