Занятие № 1 – 2

ПРАКТИКУМ.

Планы-конспекты практических занятий

По учебной дисциплине

«ПЕДАГОГИКА»

по направлению

подготовки 050100 Педагогическое образование

по профилям

подготовки Начальное образование, Дошкольное образование,

Технология

 

 

Факультетначальных классов

Кафедра ППиМДиНО

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

 

Мичуринск-Наукоград, 2013


Практические занятия являются важным дополнением лекционного курса, необходимым для успешного усвоения учебного материала. В процессе занятий студенты учатся:

– самостоятельно работать с учебной и научной литературой;

– писать конспекты, тезисы, доклады и другие научные работы;

– оперировать полученными знаниями и понятиями, отвечая на вопросы преподавателя, решая задачи, анализируя различные моменты, участвуя в групповых дискуссиях;

– формулировать и аргументировать свою точку зрения по различным педагогическим проблемам;

– знакомиться с различными источниками информации;

– вырабатывать информационный стиль работы.

При подготовке к практическим занятиям необходимо:

– внимательно ознакомиться с тематикой занятия;

– прочесть конспект текста лекции по теме, изучить рекомендованную литературу;

– составить краткий план ответа на каждый вопрос занятия (в соответствии с планом лекции);

– составить список основных понятий, вводимых на занятии, и выписать их определения;

– подготовить реферат по заданной преподавателем теме к занятию.

Если в процессе подготовки к занятию у студента возникают какие-либо вопросы или затруднения, он должен задать их преподавателю на ближайшем занятии.

 

Нумерация практических занятий и отнесение их по семестрам приведено для очной формы обучения. Для заочной формы обучения необходимо ориентироваться на тематический план лекций и практических занятий, размещенный в соответствующем разделе.


Очная форма обучения

Семестр

 

Занятие № 1 – 2

«Педагогика в системе наук о человеке.

Структура педагогической науки» (4 часа)

Цель – раскрыть значение и возможности педагогики для развития и формирования человека на разных этапах его жизненного развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогика как наука, ее объект, предмет и функции.

2. Понятийный аппарат педагогики.

З. Связь педагогики с другими науками и ее структура.

4. Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории. Формирование народной педагогики.

Рекомендуемая литература:

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.

2. Подласый И.П. Педагогика. – М.. 2008.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.

4. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.

 

Задания:

1. Поразмышляйте над нижеприведенными высказываниями. Какие из них вам кажутся наиболее убедительными и почему?

· Воспитатель есть художник; школа - мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества (К.Д. Ушинский).

· Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, в этом корень учительского дела (Л.Н.Толстой).

· Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде известных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика (П.П. Блонский).

· Педагогическая теория - абстракция. Ее практическое применение, - всегда высокое искусство (И.П. Подласый).

2. В чем отличие научного педагогического знания от житейского?

3. Дайте характеристику образования как социального феномена.

4. Что называется обучением и что такое образование?

5. Дайте определение понятий:

· педагогический процесс

· педагогическая система

· педагогическое взаимодействие

· воспитание

· обучение

· педагогическая деятельность

· педагогическая технология

· педагогическая задача

6. Какова структура современной педагогической науки?'

 

Вопросы для самоконтроля

1. Возникновение педагогики.

2. Структура педагогической науки.

3. Роль педагогической науки в развитии человека.

4. Значение знаний педагогической науки в воспитании на современном этапе.