Занятие № 1 – 2
ПРАКТИКУМ.
Планы-конспекты практических занятий
По учебной дисциплине
«ПЕДАГОГИКА»
по направлению
подготовки 050100 Педагогическое образование
по профилям
подготовки Начальное образование, Дошкольное образование,
Технология
Факультетначальных классов
Кафедра ППиМДиНО
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Мичуринск-Наукоград, 2013
Практические занятия являются важным дополнением лекционного курса, необходимым для успешного усвоения учебного материала. В процессе занятий студенты учатся:
– самостоятельно работать с учебной и научной литературой;
– писать конспекты, тезисы, доклады и другие научные работы;
– оперировать полученными знаниями и понятиями, отвечая на вопросы преподавателя, решая задачи, анализируя различные моменты, участвуя в групповых дискуссиях;
– формулировать и аргументировать свою точку зрения по различным педагогическим проблемам;
– знакомиться с различными источниками информации;
– вырабатывать информационный стиль работы.
При подготовке к практическим занятиям необходимо:
– внимательно ознакомиться с тематикой занятия;
– прочесть конспект текста лекции по теме, изучить рекомендованную литературу;
– составить краткий план ответа на каждый вопрос занятия (в соответствии с планом лекции);
– составить список основных понятий, вводимых на занятии, и выписать их определения;
– подготовить реферат по заданной преподавателем теме к занятию.
Если в процессе подготовки к занятию у студента возникают какие-либо вопросы или затруднения, он должен задать их преподавателю на ближайшем занятии.
Нумерация практических занятий и отнесение их по семестрам приведено для очной формы обучения. Для заочной формы обучения необходимо ориентироваться на тематический план лекций и практических занятий, размещенный в соответствующем разделе.
Очная форма обучения
Семестр
Занятие № 1 – 2
«Педагогика в системе наук о человеке.
Структура педагогической науки» (4 часа)
Цель – раскрыть значение и возможности педагогики для развития и формирования человека на разных этапах его жизненного развития.
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогика как наука, ее объект, предмет и функции.
2. Понятийный аппарат педагогики.
З. Связь педагогики с другими науками и ее структура.
4. Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории. Формирование народной педагогики.
Рекомендуемая литература:
1. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.
2. Подласый И.П. Педагогика. – М.. 2008.
3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
4. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.
Задания:
1. Поразмышляйте над нижеприведенными высказываниями. Какие из них вам кажутся наиболее убедительными и почему?
· Воспитатель есть художник; школа - мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества (К.Д. Ушинский).
· Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, в этом корень учительского дела (Л.Н.Толстой).
· Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде известных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика (П.П. Блонский).
· Педагогическая теория - абстракция. Ее практическое применение, - всегда высокое искусство (И.П. Подласый).
2. В чем отличие научного педагогического знания от житейского?
3. Дайте характеристику образования как социального феномена.
4. Что называется обучением и что такое образование?
5. Дайте определение понятий:
· педагогический процесс
· педагогическая система
· педагогическое взаимодействие
· воспитание
· обучение
· педагогическая деятельность
· педагогическая технология
· педагогическая задача
6. Какова структура современной педагогической науки?'
Вопросы для самоконтроля
1. Возникновение педагогики.
2. Структура педагогической науки.
3. Роль педагогической науки в развитии человека.
4. Значение знаний педагогической науки в воспитании на современном этапе.