Глава 11 Психолого-педагогические задачи и ситуации: практикум

 

Во всем мире значимые направления и стратегические ориентиры в развитии таких сфер, как образование и воспитание, определяют не только психологи и педагоги, но и экономисты, и политики, и юристы, и инженеры, и многие другие специалисты, заканчивающие высшие учебные заведения. Задача данной главы – помочь вам, будущим инженерам, активнее замечать, каким образом психическая реальность – реальность субъективная, неявная, постигаемая процессуально – проявляется у разных людей. Это позволит вам накопить определенный опыт представлений, проблемных вопросов, что, несомненно, будет способствовать сознательному усвоению общих теоретических идей и понятий.

 

1. Задачи выбор способа поведения в ситуации.

1.1Представьте себе, что к вам пришел товарищ, который живет далеко от вас. Пришел за книгой, которую вы ему обещали, но забыли вовремя приготовить. Ее надо долго искать.

Как вы будете девствовать и что предложите товарищу?

1.2Вы пришли в театр. И вот в самый напряженный момент спектакля, когда все сосредоточенно следят за ходом развития действия, кто-то, сидящий неподалеку, начинает переговариваться со своим соседом, смеяться. А позади, чуть ли не за вашей спиной, кто-то угощается конфетами и шуршит бумагой.

· Что вы испытываете?

· Как вы поступите в такой ситуации?

 

2. Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения.

2.1Артем сильно отставал по «сопромату». За столом впереди него сидела Таня — круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одногруппниц она казалась тихой и скромной. К концу семестра, перед сессией, Артем запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать «сопромат» хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывал смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания, поэтому теперь ей казалось, что она Артему по-настоящему нравится. На экзаменационном тестировании он воспользовался помощью Тани, которая полностью решила его задания и Артем набрал максимальное число баллов.

· Может ли существовать добро без зла?

· Почему так важна мотивировка поступка?

· Как вы думаете, если бы об этом узнал преподаватель, что бы он сделал?

 

2.2К вам сегодня днем подошел друг, с которым вы давно не виделись, и пригласил в театр. Вы охотно соглашаетесь, и друг очень рад, что вы проведете это вре мя вместе. Затем вы звоните маме на работу, чтобы предупредить ее, но, прежде чем вы успеваете что-то сказать, она радостно говорит, что звонок очень кстати: она просит посидеть дома вечером с младшим братом. Ей необходимо встретиться с одним из коллег и пойти после работы на совещание; это для нее очень важно, так как могут открыться новые перспективы в работе и в материальном положении семьи.

· Как вы поступите?

· Что ответите маме и как обойдетесь с другом?

 

3. Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды»

3.1 Идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Большинство однокурсников придерживается сходной точки зрения. И только Андрей, зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение, которое у него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказывается, педагог обращается к вам. Вы согласны с Андреем, но знаете, что группа попросту поднимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно.

· Как вы поступите?

 

3.2 В вашей группе есть очень несимпатичный парень, Василий. Он действует всем на нервы. Он занят только собой, все время болтая о своих успехах, о своих состоятельных родителях, о «крутых» автомобилях и гаджетах. Постоянно на кого-то жалуется или к кому-то придирается. Как-то раз вы останавливаетесь поболтать с группой приятелей или приятельниц. Всплывает имяВасилия, и они начинают отпускать злые шутки на его счет. Все смеются. Вам делается не по себе, ведь вы знаете, что одна из причин, по которой Василий так себя ведет, — у него нет друзей, и все к нему относятся недоброжелательно. Шутки вам не нравятся, и вам действительно неприятно, что все над ним смеются, хотя он и не ваш друг.

· Как вы поступите, что скажете или каким-либо иным способом отреагируете/не отреагируете?

· Трудно ли вам решится на эти шаги?

3.3

У вас по соседству живет девочка-подросток. Вы понимаете, что Катя страдает от того, что ее рост в 15 лет составляет 187 см. Она выше всех в классе. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске для нее – страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать — пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает?», когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нравится, а он на голову ниже ее. Стоя перед вами и разговаривая, Катя горевала:

- Ах, эти ужасные руки; они ниже колен! Ну, разве у нормального человека бывают такие руки? И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?

· Какими психологическими особенностями подросткового возраста обусловлены суждения и действия Кати?

· Как бы могли помочь Кате в решении ее проблем?

· Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?

 

4.Задачи на ситуациюугрызения совести от поступка.

4.1

- Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи при гласили нас на чай, будем знакомиться,— попросила мама.

- Пока, мамочка, приду в шесть. И дочь выскочила на улицу.

Дальше Таня вспоминает: «В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в институте. На остановке вошла и встала как раз рядом снами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.

- Девушки, — говорит, кто-то нам, вы бы, уступили место женщине с сумками.

- Вот еще!—резко ответили мы. - Да, молодежь пошла...

- Ну, завели...

Мы так увлеклись разговором с Мариной... А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.

В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.

- Пожалуйста, милости просим, — дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжелых сумок...»

· Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе?

· Что может подумать соседка о семье Тани?

· Что значит быть воспитанным человеком?

· Предложите свой сценарий развития данной ситуации. Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?

 

5. Задачи на ситуации пренебрежения и неуважения других

5.1 Саша перевелся к вам в группу из другого вуза. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.

Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще стал находится в одиночестве. На это обстоятельство преподаватели почти не обратили внимания. Но вот однажды на физике после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил преподавателя, время подготовки к сессии — на вес золота, и, возможно, ее предложение нарушало его планы. Но, не желая смягчить отказ, он продолжил:

- Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, преподаватель, уже представляете мои возможности, а им, — он кивнул (и достаточно вежливо) в сторону группы, — это ни к чему. Каждый может и должен искать сам...

· Какие сведения о ценностных ориентациях Саши вы получили из этой ситуации?

· Какой стиль взаимоотношений между Сашей и учащимися класса, между Сашей и преподавателем просматривается в данной ситуации?

· Что можно сказать о самооценке Саши?

 

5.2 В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости, наконец, заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:

- Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался.

Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседе. Другим он почти не давал и рта раскрыть — говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.

· Дайте оценку поведения юноши.

· Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми?

· Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека?

· Что бы вы делали, оказавшись в компании такого человека?

 

6. Задачи на ситуацию выбора наиболее приемлемого варианта действий

6.1 Раздается телефонный звонок, и выясняется, что это человек, с которым вы не хотите говорить. Как вы поступите?

6.2 Вы обещали провести в пятницу вечер с друзьями. Но вдруг звонит вам кто-то другой и предлагает пойти в ту же пятницу на спектакль, который вы очень хотели посмотреть, но знаете, что купить билет сами не сможете. Как вы поступите?

· Скажете своим друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы освободить время для спектакля.

· Откажетесь сразу от затеи похода в театр.

· Ничего не ответите на предложение пойти на спектакль, но все же примете решение о встрече с друзьями.

6.3 Вы поступили на работу с окладом 15 тысяч рублей в месяц. Ваш работодатель через два месяца решает, что он будет платить вам лишь 10 тысячи рублей. Ваши действия?

 

7.Задача на ситуацию доверия—лжи

7.1 Долгое время Света и Надя были хорошими подругами. По субботам они обычно проводили время в компании друзей. Поэтому Света расстроилась, когда Надя сказала ей, что в эту пятницу она должна остаться дома присмотреть за больной бабушкой.

Из чувства солидарности Света решила на этот раз никуда не идти без подруги и осталась дома с родителями. Ей было скучно. Она подумала, что ее подруге тяжело одной и решила пойти навестить ее. Предварительно Света позвонила Наде по телефону, но никто не снял трубку, и она решила, что Надя с бабушкой вышли подышать воздухом на улицу.

В понедельник однокурсник Миша спросил Свету, почему она не пришла к ним на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала себя неловко и не знала, что ответить. Она не хотела верить, что Надя солгала ей.

· В чем педагогический смысл того, что произошло между девушками?

· Какие выводы может сделать Света в отношении дружбы?

· Как бы вы распорядились такой информацией?

 

8.Задача наразвитие самостоятельности и ответственности за свои поступки

8.1

- Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, — спокойно говорит отец. — Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло.

Сын пытается объяснить ситуацию случайного попадания футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.

- Я согласен, что это произошло не по злой воле, — говорит отец. — Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации.

· Каким образом вы интерпретируйте данную ситуацию?

· Обоснуйте позицию отца.

· Какова роль примера родителей в формировании ответственности за свои поступки у ребенка?

 

9.Задача на развитие самовыражения

9.1 Настя — девочка спокойная, скромная и тихая. О таких говорят — мухи не обидит. Максим и Олег — ее однокурсники — весельчаки, балагуры, острословы, ребята неспокойные, шумные и задиристые. Как-то в перерыве в буфете парни стали шутить, подтрунивать над Настей. Сначала шутки были безобидные, но со временем становились все ехиднее, грубее, циничнее. От такого «внимания» Настя смутилась — по лицу было видно, как она переживает. От этого парни становились еще наглее, азартнее.

И тут вмешалась одна из девушек из Настиной группы, знавшая и искренне уважавшая ее:

- Вы чего это набросились на девушку?! Если она молчит, так вы себе можете позволять бестактность? Где ваша интеллигентность, будущие инженеры?

— А мы так самовыражаемся, — заявил Олег.

· О чем говорит вам данная ситуация?

· Как соотносятся в человеке образованность и воспитанность?

· Как вы понимаете интеллигентность человека? Зависит ли она от уровня образования?

 

10.Задачи на развитие трудовой мотивации.

10.1 Постройте схему/таблицу вознаграждений на конкретном предприятии (по выбору) по алгоритму:

1. широко распространенные вознаграждения (премии, устная благодарность…);

2. хорошо видимые (табличка с именем, место для парковки…);

3. поддержка руководителя своих сотрудников (вознаграждения в интересах семьи сотрудника, «обед с президентом»…);

4. нетипичные вознаграждения (дополнительное время отдыха, более раннее начало отпуска, подписка на дорогостоящую периодику,…).

10.2 Постройте схему/таблицу, в которой отразите основные факторы, повышающие и понижающие мотивацию персонала.

10.3 Постройте комплексную систему мотивации труда на предприятии (КСМТ). Предприятие - по выбору.

10.4 Представьте SWOT-анализ системы мотивации персонала предприятия, на котором вы проходили практику (или иное по вашему выбору).

 

Сильные стороны · Большой пакет компенсационных выплат; · … Возможности · Возможность мотивирования персонала; · …
Слабые стороны · Износ оборудования; · … Угрозы · Угроза сокращения; · …

 

10.5 Предложите аргументы «за» и «против» к дискуссии на тему «Высокая зарплата мотивирует?»

Сопоставьте и согласуйте позиции студентов группы по предлагаемой теме и сформулируйте представление о многообразии аспектов видения мотивации и стимулирования персонала современной организации.

11.Задачи на профессионального самосовершенствование.

11.1 Представьте в виде схемы/таблицы содержание и способы оценки эффективности обучения персонала по алгоритму:

· степень удовлетворенности (полезность, программой…). Методы – анкетирования/интервьюирования, …. .

· степень усвоения материала (изменение знаний, ….). Методы – контрольные упражнения, задания, … .

· динамика изменений трудового поведения (применение на практике, …). Методы – наблюдение тренера, … .

· динамика результатов деятельности (изменение индивидуальной результативности,…). Методы – оценка индивидуальных результатов, …. .

11.2 Представьте свой план по профессиональному самосовершенствованию, руководствуясь изложенными далее рекомендациями.

· обозначьте то, что хотели бы достичь.

· оцените свои возможности.

· соберите информацию и спрогнозируйте реакцию окружающих.

· определите пути самосовершенствования.

· установите сотрудничество с руководством.

· поставьте цели по критериям SMART.

· разработайте личный план действий и следуйте ему.

· умения доведите (сознательную компетентность) до привычки (бессознательной компетентности).

· информируйте об успехах.

11.3Проанализируйте стадии формирования профессиональной компетентности на предприятии, соответствующей направлению вашей подготовки. Алгоритм представлен далее.

 

1.Бессознательная некомпетентность · ……… · ……… 1. Сознательная некомпетентность · ……….. · ………..
2. Сознательная компетентность · ……… · …….. 3. Бессознательная компетентность · ………… · …………

 

11.4 Анализ конкретных ситуаций на тему «Обучение и развитие персонала».

Сопоставьте и согласуйте позиции студентов по теме обучения и развития персонала как важнейшей функции руководителя. Каково ваше мнение?

12.Несомненно, профессии могут описываться для разных целей: для их рекламы, для построения системы профессионального образования, для решения вопросов о возможностях передачи некоторых функций человека техническим средствам. В данном случае речь идет об описании психологических качеств личности инженера в интересах вашего личного-профессионального роста, эффективной ориентации в жизненной ситуациях.

Инструкция. Составьте и обсудите психологическую характеристику типичного успешного представителя вашей профессии, специальности. Постарайтесь при этом находиться как бы в роли эксперта, ранжируя личные психологические качества, выделив необходимые, желательные и нейтральные. Возможно, что вашего личного опыта недостаточно для выполнения данного задания. Предложите гипотетическую модель такой характеристики на основе анализа научной литературы по данной проблеме. В любом случае такой мысленный продукт будет полезен как один из психических регуляторов вашего профессионального жизненного пути, как своего рода «мысленный маяк», продуктивный профессиональный образ-Я. Особенно важно помнить, что профессия не только «требует» определенных личных качеств, но и развивает их.

Описание профессии

1) Предмет труда представителя этой профессии:

· конечный продукт (изделие, произведение; вклад, «лепта» — какая и во что);

· особенности практической деятельности и перечень исполнительных действий;

· особенности познавательной деятельности и перечень гностических (исследовательских) действий.

2) Перечень и особенности знаний, элементов опыта, умений и навыков (концептуальных, навыков межличностного общения, административных) успешных представителей этой профессии.

3) Особенности и качества исполнительно двигательных процессов, проявлений (движения, их точность, поведение, выразительные движения, внешний облик).

4) Особенности и качества когнитивных процессов (внимание, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление — их виды и свойства).

5) Особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности.

6) Особенности отношений личности (к окружающим людям, к деятельности, к вещам, к самому себе).

7) Особенности направленности личности, системы мотивов (ценностные ориентации как профессиональные, так и общечеловеческие).

8) Особенности и конкретные проявления креативности в поведении, манере одеваться, когнитивных процессах, в межличностном общении и т. д.

9) Особенности эмоционально-волевой саморегуляции.

10) Противопоказания (физиологические, социально-психологические, интеллектуальные) к выбору данной профессии.