В том случае, если мы имеем дело с внутренними механизмами

Человеческой личности, можно говорить об

А) катарсисе

Б) эндопсихике

В) экзопсихике

Г) интроспекции

35. В том случае, если мы имеем дело с внешними механизмами человеческой личности, можно говорить об

А) катарсисе

Б) эндопсихике

В) экзопсихике

Г) интроспекции

36. Понятие личность первоначально относилось к актерским маскам. Верно ли это высказывание?

Да Нет

37. Личность по первоначальному значению – это определенная …………… функция человека:

А) социальная

Б) психофизиологическая

В) социальнопсихологическая

38. Личностьэто человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые………………. обусловлены, проявляются в………………. по природе связях и отношениях, являются …………………..

39. Установите соответствие понятий и определений

1. Человек как единое природное существо, Личность

представитель вида Человек разумный

2. Социальное качество, приобретаемое Индивид

Индивидом в предметной деятельности

и общении

3. Характеристика структуры личности, Метаиндивидная

находящаяся в «пространстве» вне органического подсистема

тела

4. Характеристика структуры личности, Интериндивидная находящаяся не только вне органического подсистема

тела, но и перемещается за пределы

его наличных связей

40. Укажите название недостающей подсистемы

Интраиндивидная подсистема Метаиндивидная подсистема

41. Личность образуется в результате

А) взаимодействия между организмом и социальной средой

Б) усвоения социальной информации

В) воспитания

42. .Индивидуальность – это

А) индивид

Б) великая личность

В) психологическая уникальность каждого человека

43. Способности – это

А) воля, усидчивость

Б) склонности, тенденции

В) успешность, эффективность

44. Темперамент личности --- это соотношение между

А) умом и чувствами

Б) впечатлительностью (сензитивностью) и реактивностью

В) эмоциями и волей

45. Установите соответствие

1. Человек, быстро отзывающийся на 1 меланхолик

события окружающей среды, живой,

жизнерадостный, экстраверт

2. Невозмутимый, со слабым выражение 2 холерик

внешним выражением душевных

состояний, интроверт

3. Очень энергичный, порывистый, 3 флегматик

склонный к резким сменам

настроений, экстраверт

4. Впечатлительный. легкоранимый, 4 сангвиник

но внешне слабо реагирующий на

окружающие события, интроверт

46. Представьте как можно более точное определение характера

1.5

47. Установите соответствие

1. З.Фрейд 1.Гуманистический психоанализ

2. А.Адлер 2.Бихевиоризм

3. А.Маслоу 3.Культурно-историческая

концепция развития

4. Л.С.Выготский 4.Классический психоанализ

5. Дж.Уотсон 5.Индивидуальная психология

6. Э.Фромм 6.Гуманистическая психология

48.Дополнитенеобходимое название части в структуре личности по З.Фрейду

Оно
Сверх-Я

49. Из перечисленных авторов укажите представителя гуманистической психологии

А) Э.Эриксон

Б) Л.С.Выготский

В) К.Роджерс

50. Э. Фромм является представителем гуманистического психоанализа. Верно ли это утверждение?

Да Нет

1.6

51. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими к достижению цели – это

А) печаль

Б) страсть

В) фрустация

52. Дополните недостающие функции эмоций: отражательная, стимулирующая, приспособительная, ………………………….., ……………………………….

53. Левое полушарие является связанным с возникновением и поддержанием положительных чувств, а правое – отрицательных. Верно ли это утверждение?

Да Нет

54. Наиболее наглядно чувства отражаются

А) в мимике

Б) в жестах

В) в позе

1.7

55. Референтная группа – это

А) группа, ценностей которой придерживается человек или стремится к нимприспособится, членом которой охотно бы стал

Б) реальная социальная общность, не имеющая юридически финансированного статуса

В) реальная или условная социальная общность, имеющая юридически финансированный статус

56. Свойство людей приписывать приятному для нас собеседнику свои собственные достоинства называется

А) симпатией

Б) аттракцией

В) проекция

57. Сложенные руки на груди, отклоненный корпус назад – это жесты

А) неискренности

Б) ожидания

В) отрицания

58. Наиболее часто употребляют при общении жесты

А) мексиканцы

Б) французы

В) финны

59. Вставьте пропущенное понятие.

Сторонами общения являются коммуникативная, ………………………………,

интерактивная.

60. В коммуникативном процессе различают вербальную и невербальную коммуникацию. Верно ли это утверждение?

ДаНет

2.1

61.Установите соответствие

1. Я.А.Коменский Советский педагог

2. Ж.Ж.Руссо Педагог-демократ, гуманист

3. И.Г.Песталоцци Основоположник русской педагогической науки

4. К.Д.Ушинский Французский просветитель

5. А.С.Макаренко Создатель научной педагогической системы

6. В.А.Сухомлинский Педагог, создатель методики руководства

детским педагогическим коллективом

62.Процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников называют

А) обучением

Б) профессионализацией

В) воспитанием

Г) специализацией

63. Одна из задач эстетического воспитания –

А) повышение интереса к производительной деятельности

Б) обучение труду

В) воспитание эстетической культуры64

64.Одна из задач физического воспитания –

А) развитие изобретательности

Б) повышение умственной и физической активности

В) воспитание эстетического вкуса

2.2

65.Откровенностьи доверительность отношений в семье является

А) приемом воспитания

Б) принципом семейного воспитания

В) методом обучения

66.Безнадзорность, бесконтрольность, гиперопека, воспитание по типу «кумира», воспитание по типу Золушки, жесткое воспитание – типы неправильного воспитания в семье. Верно ли это утверждение?

Да Нет

2.3

67.Из представленных понятий выделите общепризнанные дидактические принципы:

1 - сознательность, 2 - ободрение, 3 - активность, 4 - оптимизм, 5 - наглядность, 6 - систематичность, 7 - эмоциональность, 8 - последовательность, 9 - прочность, 10 - доступность, 11 - научность, 12 - учет возрастных особенностей, 13 - своевременность, 14 - действенность, 15 - руководящая роль учителя, 16 - самоконтроль.

 

 

Приложение 2

 

Фрагмент работы «Цели и задачи психологической науки и практики»

В.В. Петухова В. В., В.В. Столина. (Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989.— С. 5-11, 18-21).

 

«…» Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются "вне" или "до-научными". Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.

Типичный пример.Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был В. Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин – физики, химии, биологии. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам – метроном. Ощущение – это состояние сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар метронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания – представлению). Если сравнить представление о сознании человека в житейской донаучной психологии, в философии и ту психическую реальность, которую можно изучать с помощью данного простого прибора, то на лицо разительный контраст: богатство духовного опыта, тончайшие оттенки человеческих переживаний сводятся к элементарным состояниям. Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем. Современная психология далеко ушла от механизма Вундта, однако принцип научного абстрагирования и упрощения предмета исследования не потерял своей актуальности.

Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что для последней поле исследовательской деятельности практически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыт, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением операционально, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерить (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полученных данных), выявлять связи этих элементов и в конечном счете, устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологий: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.

1. Опытом житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания – целенаправленного, систематизированного, инструментально оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти условия нередко отделены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее.

Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, "не веря своим глазам".

Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами для постановки научно-исследовательских задач.

Типичный пример.Об одном из первых "учебников психологии", написанном учеником Вундта, американским психологом и философом У.Джемсом (1842-1910) широко представлен материал житейского (в том числе авторского) психологического опыта, а также общие модели его научного понимания, актуальные до сих пор.

2. Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получил и которые он обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию.

Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального предметного языка.

Не следует понимать точное определение предмета научной психологии как ограничение ее исследовательских возможностей. Например, научная психология активно вторгается в житейский опыт, справедливо претендуя на новое освоение общественного фактического материала. Закономерны, поэтому постоянные требования точно пользоваться имеющимся понятийным аппаратам (и только им), это защищает опыт от "засорения" житейскими ассоциациями.

Типичный пример.Закономерна научная строгость выдающего русского физиолога и психолога И.П.Павлова, запрещавшего своим сотрудникам говорить и подопытных животных: собака "думала, вспоминала, почувствовала". Правильное исследование поведения животных предполагает интерпретацию результатов только в терминах научной теории, в данном случае – разработанной в павловской школе рефлекторной теории высшей нервной деятельности.

3. Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.

Иное дело – опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. "Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, – пишет один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) – она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей – с другой" (Рубинштейн С. Л. М., 1940, с.37). Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды – символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

«…» Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими во внепсихологических областях, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли могли появляться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки.

Возможные примеры.1. В 1796 г. в Гринвиче был уволен сотрудник обсерватории за грубую ошибку (почти в секунду) в определении местоположения звезды. Применявшийся в то время метод решения этой задачи (метод Бредли) состоял в следующем. Нужно было регулировать моменты прохождения звезды по координатной сетке телескопа, отсчитывая при этом секунды и отмечая (высчитывая) положение звезды секундой раньше и секундой позже ее прохождения. Астроном из Кенигсберга Бессель пришел к выводу, что ошибка сотрудника не была следствием небрежности. В 1816 г. он опубликовал результаты своих 10-летних наблюдений за временем реакции человека. Оказалось, что время двигательной реакции является весьма изменчивой характеристикой, и различия между людьми равны примерно 1 секунде. Так, из разъяснений досадной "ошибки", связанной с особенностями организма конкретного человека, возникла дифференциальная психология, изучающая и измеряющая индивидуальные различия людей. 2. Интересно, что именно ошибкам человек при выполнении той или иной деятельности, проблемам "человеческого фактора" обязаны своим появлением многие отрасли психологии. В ответ на трудности управления современной высокосовершенной техникой человеком-оператором возникла инженерная психология. Изучение трудностей в обучении и воспитании, кризисов развития человека в определенные периоды его жизни положило начало психологии педагогической и возрастной.

«…» Многообразные формы сотрудничества научной и житейской психологией, типичный пример которых – психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы освоения своего эффективного прошлого, разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие и присутствует при нем, как врач при рождении ребенка. Он уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой, – развитие центрального раздела психологической науки – изучение личности.

Возможны удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и преодоления тяжелых душевных недуг, когда научный и житейский психологи как бы совмещаются в одном человеке.

Типичный пример. М.М.Зощенко в "Повести о разуме" проводит психологический анализ источников собственного личностного кризиса. Он подробно исследует варианты скрытого содержания аффектогенных символов, сновидений и состояний (протянутая рука нищего, рев тигра, отвращение к еде и т. д.), затем постепенно определяет (не "вспоминает", а именно, определяет) перенесенную в раннем детстве травму, и, благодаря ее сознательному освоению, достигается самоизлечения. Найденные им и проведенные на себе приемы обогащают персонал психотерапии.

Нередко различные терапевтические приемы содержат в своей основе житейские эмпирические правила управления поведением и лишь затем получают выражение в теоретических понятиях.

Возможный пример. Широко известная закономерность: чрезмерное желание, стремление к какой-либо цели препятствует ее достижению. Так, австрийский психолог В.Франкл считает многие невротические расстройства – случаи заикания, нарушения моторики и т. п. (при объективной сохранности двигательной сферы) следствием именно гипернаправленности человека, мешающей преодолеть недуг. Предложенный им терапевтический прием основан на житейском правиле – "бороться с врагом его же оружием": следует пожелать как раз того, от чего на самом деле человек хочет отказаться и чем, к несчастью обладает. Один из пациентов Франкла, по профессии бухгалтер, страдал судорогами мышц руки и очень плохо писал. Профессиональная непригодность привела его к крайне тяжелому общему состоянию. Выход же оказался неожиданным: пациента попросили написать что-нибудь как можно хуже, т. е. показать, что он может нацарапать такие каракули, которые никто не сможет разобрать, – и человек излечился от недуга. Затем этот прием был обобщен в теоретическом понятии "парадоксальной интенции (стремления)".

«…» Интересны влияния научных понятий и концепций на житейские представления людей о своей психической жизни. Средствами такого представления стали, в частности, некоторые понятия психоанализа (аффективный "комплекс", "архетип", "внутренняя цензура" и др.), термины, предложенные для описания эмоциональной сферы ("стресс") защитных механизмов личности ("компенсация", "замещение", "рационализация", "вытеснение"). Попадая в разговорную речь, эти термины получают содержания, не всегда относящиеся к их первоначальному смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия (построения) человеком собственных индивидуальных средств.

«…» Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие которой можно, вслед за Л.С.Рубинштейном, представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, и является, напротив, постоянным источником ее жизнедеятельности. Вместе с тем, научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные средства запоминания ее законов, воспитания и развития личности.

Научная психология в целом – это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.

 

 

Приложение 3

Фрагмент книги Р. М. Грановской «Психология в примерах и притчах» / Р. М. Грановская. – 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: речь, 2012. – С. 148 – 149.

 

«…» Долгое время считали, что цензура, включающая механизмы психологической защиты, – нечто эфемерное, чего нельзя пощупать и измерить. Однако известный психофизиолог Костандов придумал и поставил эксперимент, наглядно показавший свойства цензуры, которая после оценки личной значимости сигнала может препятствовать их осознанию. Эксперименты проводились на лицах, осужденных за убийство. Вначале с помощью психологических тестов испытуемых разделили на две подгруппы по следующему критерию: считает ли человек,, что осужден за дело и заслуженно несет наказание, или, наоборот, считает, что не виноват и страдает безвинно. Затем всем через наушники были предъявлены слова разного уровня громкости. Требовалось нажать кнопку, как только громкость позволит расслышать слово. Сред этих слов каждому давались слова нейтральные и те, которые были непосредственно связаны с ядром его преступления. Те испытуемые, которые осознали свою вину и раскаивались в содеянном, слышали слова, связанные с убийством, а много позднее при большей громкости – нейтральные слова. Те, кто считал, что неповинен, наоборот, сначала слышали нейтральные слова и много позднее – относящиеся к убийству. Если в первом случае цензура не включала психологическую защиту, то во втором она препятствовала своевременному пониманию тревожащих слов.