Бланк методики
Характеристика шкалы | Шкала | Характеристика шкалы |
В речи допускает ошибки,слова-паразиты (как бы, значит, ну, так сказать), жаргонизмы. | 1 2 3 4 5 6 7 | Говорит грамотно, без ошибок, использует литературный язык. |
Стереотипно ведет себя, зажатый, скучный, неартистичный. | 1 2 3 4 5 6 7 | Умеет интересно преподнести, подать себя, артистичен, эмоционален, импровизирует. |
Равнодушно относится к сложностям, проблемам студента. | 1 2 3 4 5 6 7 | Внимателен, с пониманием относится к проблемам студента, разделяет его интересы и заботы, гуманен, отзывчив. |
Объясняет и излагает материал путано, перескакивает с мысли на мысль, материал дает неструктурированно. | 1 2 3 4 5 6 7 | Доступно, четко, логично излагает материал. |
Педагог не слишком много требует для знания его предмета, не проявляет строгости. | 1 2 3 4 5 6 7 | Педагог требовательный, но требования определенны и посильны, строго относится к болтунам. |
Нечетко проговаривает слова, «съедает» звуки, студенты просят повторить только что сказанное. | 1 2 3 4 5 6 7 | Проговаривает слова четко, отчетливо произносит звуки |
Педагог характеризуется отсутствием внутренней привлекательности, внутреннего притяжения личности | 1 2 3 4 5 6 7 | Обаятельный, привлекает своими индивидуальными чертами: как достоинствами так и недостатками. |
Педагог не владеет своими эмоциями, сильно нервничает, срывается на крик, неустойчив. | 1 2 3 4 5 6 7 | Педагог эмоционально устойчив: обладает выдержкой, терпением, эмоционально сдержан, владеет собой в сложной или конфликтной ситуации. |
Дает материал сухо, читает почти всегда «по бумажке», не проводит аналогий с практикой. | 1 2 3 4 5 6 7 | Всегда интересно преподносит материал, ведет диалог с аудиторией, изредка обращается к своим записям, приводит много примеров «из жизни». |
Оценивает себя и свои возможности некритично, не предъявляет особых требований к себе как к профессионалу и личности. | 1 2 3 4 5 6 7 | Проявляет самокритичность и требовательность к себе во всем: подготовке занятия, общении со студен- тами, во внешнем виде. Старается соответствовать идеальным ожиданиям аудитории. Критично оценивает свои возможности. |
Говорит сухо, тихо, монотонно, с одышкой, покашливанием. | 1 2 3 4 5 6 7 | Говорит образно, живо, с экспрессией, выразительно, с интонацией, использует паузы |
Общается с аудиторией в форме приказов, инструкций, обвинений не уважает мнение другого, считает студентов «тупыми бездельниками», «серой массой», не проявляет интереса к ним и совместной деятельности. | 1 2 3 4 5 6 7 | Уважает студентов, внимателен, расположен к сотрудничеству, партнерству, верит в их знания и способности, ценит студентов. |
Не уверен в себе, оценивает себя неадекватно действительности: либо слишком хорошо либо слишком плохо. | 1 2 3 4 5 6 7 | Уверен в себе, адекватно оценивает себя и свои возможности. |
Не применяет активных методов обучения. Занятия проходят однообразно. Контролирует знания стереотипно. | 1 2 3 4 5 6 7 | Применяет различные активные методы обучения: деловые игры, мини-дискуссии круглые столы. Интересные формы контроля. |
Не имеет своего особенного незабываемого стиля деятельности. | 1 2 3 4 5 6 7 | Имеет собственный неповторимый стиль деятельности в профессии, сразу запоминается |
Педагог перескакивает с одного понятия на другое, нет четкой структуры выражения мысли, часто использует сложные термины. | 1 2 3 4 5 6 7 | Речь педагога логичная, точная, понятная, педагог адаптирует свою речь к уровню понимания студентов. |
Занимает пассивную позицию, легко поддается противоречивым влияниям, его можно «втянуть» в конфликт. | 1 2 3 4 5 6 7 | Является лидером в аудитории, ведет за собой, может увлечь, авторитетен, способен поставить на место. |
Пассивный, вялый, безынициативный. | 1 2 3 4 5 6 7 | Энергичный, активный, инициативный. |
Не владеет методами воздействия на аудиторию, заинтересовать, малую часть студентов, часто все занимаются своими делами или засыпают. | 1 2 3 4 5 6 7 | Умеет воздействовать на аудиторию, может заинтересовать вовлечь, активизировать мышление, создать атмосферу полного внимания в аудитории. |
Одевается как большинство педагогов. | 1 2 3 4 5 6 7 | Одевается интересно, имеет собственный стиль одежды, всегда одет со вкусом. |
Избегает контакта с аудиторией, держит большую дистанцию, подчеркивает позицию «сверху» или не проявляет активности вообще, пытается само-утвердиться за счет аудитории. | 1 2 3 4 5 6 7 | Педагог доброжелательный, умеет устанавливать контакт со студентами, выбрать правильный подход к аудитории, создать благоприятную атмосферу, демонстрирует доверие , идет навстречу студентам, здоровается. |
Не свойственны хорошие манеры (грубый, бестактный,) вредные привычки (почесывания, сморка-ния). | 1 2 3 4 5 6 7 | Обладает хорошими манерами (вежливый, тактичный), здоровается со студентами. |
Не может сориентироваться и принять иное решение, в разных ситуациях ведет себя одинаково | 1 2 3 4 5 6 7 | Гибкий, может изменить точку зрения при ее обоснованности, ориентируется по ситуации. |
Знания предмета фрагментарное, постоянная опора на свои записи, «плавает» при вопросах студентов. | 1 2 3 4 5 6 7 | Хорошо знает свой предмет, разбирается, может сразу ответить на интересующие вопросы. |
Не может спокойно выслушать, перебивает, навязывает свою точку зрения, демонстрирует низкую значимость мнения студента. | 1 2 3 4 5 6 7 | Внимательно слушает студента, мнение студента, дает высказаться, уточняет, помогает «довыразить» мысль, резюмирует ответ, показывает заинтересованность ответом. |
Чувство юмора не развито или очень специфичное, не владеет приемами разрядки напряженности, снятия усталости. | 1 2 3 4 5 6 7 | Обладает чувством юмора (шутки, остроумные замечания, самоирония), находчив, умеет снять напряжение в аудитории, усталость. |
Педагог ведет себя стереотипно, не выделяясь среди остальных. | 1 2 3 4 5 6 7 | Педагог интересный человек, отличается от других своими особенными индивидуальными чертами, как положительными, так и отрицательными. |
Неэрудированный, знает только свою дисциплину, не проводит аналогии с другими областями знания и сферами жизни. | 1 2 3 4 5 6 7 | Обладает общей и профессиональной эрудицией, дает много интересных фактов и проводит аналогии со смежными областями знаний или сферами жизни. |
Часто пренебрегает опрятностью, часто неряшлив, иногда весь в мелу. | 1 2 3 4 5 6 7 | Всегда аккуратно одет, как «с иголочки», соблюдает цветовую гармонию, следит за обувью. |
Проявляет свое отношение к аудитории с помощью элементов невербального языка: скользящий взгляд, усмешка, беспрестанное хождение, статичное положение за столом или кафедрой, нахмуренные брови, постукивание пальцами, скрещенные на груди руки, неуместность или отсутствие жестикуляции, вредные привычки, большая дистанция от студентов. | 1 2 3 4 5 6 7 | Проявляет свое отношение к аудитории с помощью элементов невербального языка: улыбка, кивок головой, зрительный контакт с аудиторией, уместность жестов, собранность, осанка, умение правильно распределить внимание, направленное на аудиторию с помощью выгодного место расположения в аудитории. |
Сразу выделяет «любимчиков», завышает их способности, требует, от студентов знаний, еще несоответствующих их уровню, злопамятен, может «отыграться» на экзамене. | 1 2 3 4 5 6 7 | Объективно оценивает способности студента, справедливо относится на зачетах и экзаменах. |
Чрезмерно хвалится своими достижениями в науке, практике, работе, оплате труда, личной жизни и т.д. | 1 2 3 4 5 6 7 | Говорит о своих достижениях в разных областях жизни только в особых случаях, часто о них умалчивает. |
Педагог относится к профессии как к ежедневной рутине, без интереса дает материал, не придает большого значения профессиональному самосовершенствованию. | 1 2 3 4 5 6 7 | Педагог любит свою профессию, всегда увлеченно рассказывает, ответственно относится к подготовке занятий, озабочен профессиональным ростом. |
Меняет свое мнение и решение в зависимости от выгодности ситуации, поддается некритичному принятию мнения авторитетов, непринципиален. | 1 2 3 4 5 6 7 | Искренен в проявлении чувств, предан своим убеждениям, принципиален. |
Внешние признаки поведения (то, что предлагает с помощью тона голоса, движения тела и головы) педагога не соответствуют произносимым им словам. | 1 2 3 4 5 6 7 | Поведение преподавателя (то, что предлагает с помощью тона голоса, движения тела и головы) полностью соответствует содержанию его слов, внутренним убеждениям. |
Не придает особого значения аксессуарам, не следит за прической и макияжем. | 1 2 3 4 5 6 7 | Придает значение аксессуарам, знает меру в выборе украшений, (портфель, очки, папка для лекций), следит за прической, макияжем. |
Производит впечатление «серой», заурядной, посредственной, слабой личности. | 1 2 3 4 5 6 7 | Производит впечатление яркой, интересной, сильной, незаурядной личности. |
Благодарим за участие!
Обработка результатов.Каждая шкала семантического дифференциала подразумевает оценку от 1 до 7б. Анализ может быть как качественным, так и количественным.
При количественной обработке результатов можно вычислить средний балл по каждому фактору. В таблице ниже оцениваемые шкалы пронумерованы. Например, фактор «Культура речи» включает шкалы под номерами опросника - 1,6,11,16. Вы можете вычислить средний балл по этому фактору, сложив оценки по каждой шкале и поделив на количество шкал, изучаемого фактора.
Распределение оценок может быть поуровневым:
От 1 до 3,3 –низкий уровень
От 3,4 до 5,6 – средний уровень
От 5,7 до 7 – высокий уровень
Далее строится профиль по всем восьми факторам.