Бланк методики

Характеристика шкалы Шкала Характеристика шкалы
В речи допускает ошибки,слова-паразиты (как бы, значит, ну, так сказать), жаргонизмы. 1 2 3 4 5 6 7 Говорит грамотно, без ошибок, использует литературный язык.
Стереотипно ведет себя, зажатый, скучный, неартистичный.   1 2 3 4 5 6 7 Умеет интересно преподнести, подать себя, артистичен, эмоционален, импровизирует.
Равнодушно относится к сложностям, проблемам студента. 1 2 3 4 5 6 7 Внимателен, с пониманием относится к проблемам студента, разделяет его интересы и заботы, гуманен, отзывчив.
Объясняет и излагает материал путано, перескакивает с мысли на мысль, материал дает неструктурированно. 1 2 3 4 5 6 7 Доступно, четко, логично излагает материал.  
Педагог не слишком много требует для знания его предмета, не проявляет строгости. 1 2 3 4 5 6 7 Педагог требовательный, но требования определенны и посильны, строго относится к болтунам.  
Нечетко проговаривает слова, «съедает» звуки, студенты просят повторить только что сказанное. 1 2 3 4 5 6 7 Проговаривает слова четко, отчетливо произносит звуки
Педагог характеризуется отсутствием внутренней привлекательности, внутреннего притяжения личности 1 2 3 4 5 6 7 Обаятельный, привлекает своими индивидуальными чертами: как достоинствами так и недостатками.
Педагог не владеет своими эмоциями, сильно нервничает, срывается на крик, неустойчив.   1 2 3 4 5 6 7 Педагог эмоционально устойчив: обладает выдержкой, терпением, эмоционально сдержан, владеет собой в сложной или конфликтной ситуации.
Дает материал сухо, читает почти всегда «по бумажке», не проводит аналогий с практикой.   1 2 3 4 5 6 7 Всегда интересно преподносит материал, ведет диалог с аудиторией, изредка обращается к своим записям, приводит много примеров «из жизни».
Оценивает себя и свои возможности некритично, не предъявляет особых требований к себе как к профессионалу и личности.   1 2 3 4 5 6 7 Проявляет самокритичность и требовательность к себе во всем: подготовке занятия, общении со студен- тами, во внешнем виде. Старается соответствовать идеальным ожиданиям аудитории. Критично оценивает свои возможности.
Говорит сухо, тихо, монотонно, с одышкой, покашливанием. 1 2 3 4 5 6 7 Говорит образно, живо, с экспрессией, выразительно, с интонацией, использует паузы
Общается с аудиторией в форме приказов, инструкций, обвинений не уважает мнение другого, считает студентов «тупыми бездельниками», «серой массой», не проявляет интереса к ним и совместной деятельности. 1 2 3 4 5 6 7 Уважает студентов, внимателен, расположен к сотрудничеству, партнерству, верит в их знания и способности, ценит студентов.
Не уверен в себе, оценивает себя неадекватно действительности: либо слишком хорошо либо слишком плохо. 1 2 3 4 5 6 7 Уверен в себе, адекватно оценивает себя и свои возможности.
Не применяет активных методов обучения. Занятия проходят однообразно. Контролирует знания стереотипно.   1 2 3 4 5 6 7 Применяет различные активные методы обучения: деловые игры, мини-дискуссии круглые столы. Интересные формы контроля.
Не имеет своего особенного незабываемого стиля деятельности. 1 2 3 4 5 6 7 Имеет собственный неповторимый стиль деятельности в профессии, сразу запоминается
Педагог перескакивает с одного понятия на другое, нет четкой структуры выражения мысли, часто использует сложные термины. 1 2 3 4 5 6 7 Речь педагога логичная, точная, понятная, педагог адаптирует свою речь к уровню понимания студентов.
Занимает пассивную позицию, легко поддается противоречивым влияниям, его можно «втянуть» в конфликт. 1 2 3 4 5 6 7 Является лидером в аудитории, ведет за собой, может увлечь, авторитетен, способен поставить на место.  
Пассивный, вялый, безынициативный.   1 2 3 4 5 6 7 Энергичный, активный, инициативный.
Не владеет методами воздействия на аудиторию, заинтересовать, малую часть студентов, часто все занимаются своими делами или засыпают. 1 2 3 4 5 6 7 Умеет воздействовать на аудиторию, может заинтересовать вовлечь, активизировать мышление, создать атмосферу полного внимания в аудитории.
Одевается как большинство педагогов.   1 2 3 4 5 6 7 Одевается интересно, имеет собственный стиль одежды, всегда одет со вкусом.
Избегает контакта с аудиторией, держит большую дистанцию, подчеркивает позицию «сверху» или не проявляет активности вообще, пытается само-утвердиться за счет аудитории. 1 2 3 4 5 6 7 Педагог доброжелательный, умеет устанавливать контакт со студентами, выбрать правильный подход к аудитории, создать благоприятную атмосферу, демонстрирует доверие , идет навстречу студентам, здоровается.
Не свойственны хорошие манеры (грубый, бестактный,) вредные привычки (почесывания, сморка-ния). 1 2 3 4 5 6 7 Обладает хорошими манерами (вежливый, тактичный), здоровается со студентами.  
Не может сориентироваться и принять иное решение, в разных ситуациях ведет себя одинаково 1 2 3 4 5 6 7 Гибкий, может изменить точку зрения при ее обоснованности, ориентируется по ситуации.  
Знания предмета фрагментарное, постоянная опора на свои записи, «плавает» при вопросах студентов. 1 2 3 4 5 6 7 Хорошо знает свой предмет, разбирается, может сразу ответить на интересующие вопросы.
Не может спокойно выслушать, перебивает, навязывает свою точку зрения, демонстрирует низкую значимость мнения студента. 1 2 3 4 5 6 7 Внимательно слушает студента, мнение студента, дает высказаться, уточняет, помогает «довыразить» мысль, резюмирует ответ, показывает заинтересованность ответом.
Чувство юмора не развито или очень специфичное, не владеет приемами разрядки напряженности, снятия усталости. 1 2 3 4 5 6 7 Обладает чувством юмора (шутки, остроумные замечания, самоирония), находчив, умеет снять напряжение в аудитории, усталость.
Педагог ведет себя стереотипно, не выделяясь среди остальных.   1 2 3 4 5 6 7 Педагог интересный человек, отличается от других своими особенными индивидуальными чертами, как положительными, так и отрицательными.
Неэрудированный, знает только свою дисциплину, не проводит аналогии с другими областями знания и сферами жизни. 1 2 3 4 5 6 7 Обладает общей и профессиональной эрудицией, дает много интересных фактов и проводит аналогии со смежными областями знаний или сферами жизни.
Часто пренебрегает опрятностью, часто неряшлив, иногда весь в мелу.   1 2 3 4 5 6 7 Всегда аккуратно одет, как «с иголочки», соблюдает цветовую гармонию, следит за обувью.
Проявляет свое отношение к аудитории с помощью элементов невербального языка: скользящий взгляд, усмешка, беспрестанное хождение, статичное положение за столом или кафедрой, нахмуренные брови, постукивание пальцами, скрещенные на груди руки, неуместность или отсутствие жестикуляции, вредные привычки, большая дистанция от студентов.     1 2 3 4 5 6 7 Проявляет свое отношение к аудитории с помощью элементов невербального языка: улыбка, кивок головой, зрительный контакт с аудиторией, уместность жестов, собранность, осанка, умение правильно распределить внимание, направленное на аудиторию с помощью выгодного место расположения в аудитории.
Сразу выделяет «любимчиков», завышает их способности, требует, от студентов знаний, еще несоответствующих их уровню, злопамятен, может «отыграться» на экзамене. 1 2 3 4 5 6 7 Объективно оценивает способности студента, справедливо относится на зачетах и экзаменах.  
Чрезмерно хвалится своими достижениями в науке, практике, работе, оплате труда, личной жизни и т.д. 1 2 3 4 5 6 7 Говорит о своих достижениях в разных областях жизни только в особых случаях, часто о них умалчивает.
Педагог относится к профессии как к ежедневной рутине, без интереса дает материал, не придает большого значения профессиональному самосовершенствованию. 1 2 3 4 5 6 7 Педагог любит свою профессию, всегда увлеченно рассказывает, ответственно относится к подготовке занятий, озабочен профессиональным ростом.
Меняет свое мнение и решение в зависимости от выгодности ситуации, поддается некритичному принятию мнения авторитетов, непринципиален. 1 2 3 4 5 6 7 Искренен в проявлении чувств, предан своим убеждениям, принципиален.
Внешние признаки поведения (то, что предлагает с помощью тона голоса, движения тела и головы) педагога не соответствуют произносимым им словам.   1 2 3 4 5 6 7 Поведение преподавателя (то, что предлагает с помощью тона голоса, движения тела и головы) полностью соответствует содержанию его слов, внутренним убеждениям.
Не придает особого значения аксессуарам, не следит за прической и макияжем. 1 2 3 4 5 6 7 Придает значение аксессуарам, знает меру в выборе украшений, (портфель, очки, папка для лекций), следит за прической, макияжем.
Производит впечатление «серой», заурядной, посредственной, слабой личности. 1 2 3 4 5 6 7 Производит впечатление яркой, интересной, сильной, незаурядной личности.

 

Благодарим за участие!

Обработка результатов.Каждая шкала семантического дифференциала подразумевает оценку от 1 до 7б. Анализ может быть как качественным, так и количественным.

При количественной обработке результатов можно вычислить средний балл по каждому фактору. В таблице ниже оцениваемые шкалы пронумерованы. Например, фактор «Культура речи» включает шкалы под номерами опросника - 1,6,11,16. Вы можете вычислить средний балл по этому фактору, сложив оценки по каждой шкале и поделив на количество шкал, изучаемого фактора.

Распределение оценок может быть поуровневым:

От 1 до 3,3 –низкий уровень

От 3,4 до 5,6 – средний уровень

От 5,7 до 7 – высокий уровень

Далее строится профиль по всем восьми факторам.