I. Внешний вид.
Норма: «внешний вид благоприятный».
Не норма:
- физические дефекты (увеличенный или уменьшенный объем головы, неправильный прикус, косоглазие, экземы, язвы и т.д.);
- неопрятность, неаккуратность внешнего вида (предположение о педагогической запущенности со стороны родителей).
II. Особенности двигательной сферы.
1. Ассиметрия коры больших полушарий (левша или правша)
2. Походка
Не норма: - замедленность;
- ускоренность;
- неуверенность;
- раскоординированность;
- рассогласованность рук и ног.
3. Мелкая моторика (включая особенности почерка)
Не норма: - тремор рук;
- замедленность;
- ускоренность;
- раскоординированность.
4. Мимика
Норма:
- средний уровень выразительности, изменение мимики при реагировании на происходящее;
- ярко выраженные мимические реакции, богатство выразительных средств.
Не норма: отсутствие мимических реакций, невыразительность, маскообразность лица.
5. Жестикуляция во время речи - отсутствует;
- средний уровень выраженности;
- ярко выражена.
6. Речевые характеристики
А) темп - дрожание голоса, заикание;
- замедленный темп речи;
- ровный темп речи, уверенность, спокойствие;
- ускоренный темп речи (тараторит, проглатывает слова);
- неравномерный.
Б) интонация
- бедный интонационный рисунок, речь невыразительна, монотонность;
- использование интонации для постановки смысловых акцентов;
- богатый интонационный рисунок, яркость, выразительность речи.
В) громкость
- низкий уровень (тихий голос);
- средний уровень;
- высокий уровень (громкий, звучный голос).
7. Общий темп работы
- низкий, медлительные двигательные реакции;
- средний;
- высокий;
- неравномерный.
Обратить внимание на наличие импульсивных реакций, что может свидетельствовать о черепно-мозговой травме, перенесшей ребенком.
8. Работоспособность
- низкая (быстрая утомляемость, истощаемость);
- средняя;
- высокая.
III. Эмоциональный фон (фон настроения):
- снижен (плаксивость, грусть);
- ровный, спокойный;
- повышен (радость, удовлетворение);
- неустойчивый.
Отмечается степень выраженности эмоционального реагирования.