Верования ислама

1. Я верю в то, что Аллах есть Всевышний Творец и Хранитель, всезнающий и трансцендентный высший судья.

2. Я верю в Пять Столпов Веры, к каковым относятся: 1) молитва пять раз в день, 2) милостыня, 3) пост в течение девятого месяца, 4) паломничество в святую Мекку, 5) исповедание веры в формуле "Нет никакого Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Его пророк".

3. Я верю в Коран как Слово Бога и святое писание, переданное Мухаммеду через архангела Гавриила.

4. Я верю в прямой союз каждой души с Богом и в то, что все равны перед Богом, и поэтому жрецы и другие посредники не нужны верующему.

5. Я верю в чистую трансцендентность Бога, величие которого невозможно представить. Нельзя поэтому поклоняться Ему в каком-либо образе или форме.

6. Я верю в то, что душа человека вечна и воплощается на земле лишь один раз, а после смерти попадает в рай или ад в соответствии со своим пове­дением и верой на земле.

7. Я верю в Страшный Суд и в то, что человек должен испытывать благого­вение и страх перед грозной и мстительной силой Бога.

8. Я верю в то, что честность должна соблюдаться во всех обстоятельствах, даже если это грозит опасностью.

9. Я верю в то, что спасение достигается только по милости Бога, а не благо­даря человеческим усилиям, но человек должен творить добро и избегать греха, особенно пьянства, ростовщичества и азартных игр.

Малые религии и полурелигиозные движения[2]

В своих поисках Божественного человек создал многочисленные малые рели­гии и полурелигиозные движения. Эти духовные пути часто имеют харизма­тический и мистически характер и оказывают мощное духовное влияние на мир, несмотря на малочисленность последователей. Ниже мы рассмотрим несколько примеров их верований - как и с "большими" религиями, в виде сводки из девяти пунктов, а затем подробнее познакомимся с некоторыми важнейшими движениями, которые, хотя и не обязательно религиозны по природе, тем не менее представляют собой важные течения мысли и веры, которые влияют на современную политику и общество.

СПИРИТИЗМ: Спиритисты считают, что существует другая, пожалуй, более глубокая реальность "по ту сторону", с которой могут контактировать ме­диумы или психики, обладающие достаточной чувствительностью. Это од­на из древнейших форм союза с духовным миром.

ШАМАНИЗМ: Этот широкий термин охватывает тысячи племенных рели­гий, которые существовали на всех континентах еще в доисторические времена. Их характерными чертами являются глубокое чувство святости жизни и земли, вера в союз с духами-водителями и в способность человека жить в гармонии с природой и воздействовать на нее.

ТЕОСОФИЯ: Основанная в 1800-х гг. мадам Блаватской, теософия придает особое значение мистическому опыту, эзотерическим учениям и монизму.

Теософы стремятся к вселенскому братству и исследуют необъясненные феномены природы и скрытые силы человека.

УНИВЕРСАЛИЗМ: Многие новые религии основаны на универсалистских принципах и сознательно избегают формулировать некоторые доктрины" которые могут рассматриваться как узкосектантские. Универсализм су­ществует во всех религиях: в христианстве (унитарии), исламе (бахаизм), джайнизме (последователи Раджниша) и индуизме (десятки движений, среди основателей которых особенно знамениты Саи Баба, Кришнамурти и Махариши Махеш Йоги).