Требования к сочинению-рассуждению.

 

В сочинении-рассуждении нужно:

• сформулировать и прокомментировать одну из про­блем, поставленных автором текста (избегая чрезмер­ного цитирования);

• сформулировать позицию автора;

• высказать свою точку зрения;

• убедительно её доказать (привести не менее двух ар­гументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

• изложить мысли грамотно, последовательно и связно.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Приложение 3

Предупреждение распространенных ошибок

 

1. Избегайте речевых повторов. Употребление однокоренных слов на близком расстоянии называется тавтологией. Что­бы ее избежать, пользуйтесь синонимами, то есть словами близкими по значению. Например, чтобы не повторять имя А.С.Пушкина, его можно заменить такими словосочетания: знаменитый поэт, лирический герой стихотворения, ав­тор романа, «таинственный певец», «взыскательный ху­дожник» и т.д.

2. Вдумывайтесь в значение тех слов, которые вы употреб­ляете. Старайтесь представить, нет ли в ваших словах дву­смысленности. Например, выражение «писатель хотел этим показать» можно понять так: «писатель изо всех сил хотел кому-то что-то показать, да у него ничего не вышло». Пра­вильной фразой в этом случае является выражение: «В этом образе писатель запечатлел свои представления о том-то и том-то».

3. Старайтесь придерживаться литературного стиля. Исключайте разговорные обороты.

4. Помните, что настоящий анализ дол­жен быть объективным, поэтому местоимения первого ли­ца (я, мы), указывающие на субъективную оценку, пусть встречаются в ваших сочинениях как можно реже.

5. Избегайте резких нелогичных переходов типа: «А теперь обратимся к …». Если в сочинении необхо­димо перейти к анализу очередной микротемы, то следует по­строить этот переход на основе сходства или отличия предыдущей микротемы и последующей.

6. Старайтесь выражать свои мысли наиболее ясно и четко, избегая при этом длинных предложений и нанизывания на стержень одного предложения нескольких причастных и деепричастных оборотов. Умейте вовремя поставить точку, означающую конец мысли. Слишком растянутые фразы размывают смысл вашего высказывания и увеличивают риск пунктуационных ошибок.

7. Не увлекайтесь цитированием. Объем чужих слов не должен превышать 1/4 текста вашего сочинения.

8. Главное — оставьте достаточно времени на проверку.

 

 

Литература для учителя:

 

1. Пащук Н. От анализа текста – к сочинению (приложение к газете « Первое сентября»)

2. Руденко И. Пишем сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля. - ( приложение к газете «Первое сентября»)

3. Руденко И. Пишем сочинение – рассуждение по тексту художественно-публицистического стиля. - (приложение к газете «Первое сентября»

4. Вялкова Г.М. Сборник программ элективных курсов. Литература 10 – 11 класс. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006 г.

5. Я иду на урок литературы: Готовимся к экзаменационному сочинению:11 класс: Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2001 г.

6..Мещерякова. М.И Сочинение: Секреты успеха. - М.: Изд-во «Рольф» 2002 г

7. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2002 г.

8. Карисова Ж.М. Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература 10 класс. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2005 г.

9. Грекова Е. Алгоритм сочинения.— М., 1995.

 

Литература для учащихся:

1. Карисова Ж.М. Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература 10 класс. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2005 г.

2.Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ-2008. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2007. – 80 с.

3. Меньшиков Т.В. Методика написания сочинения. – М.: Экзамен, 2003. – 126 с.