Вот несколько советов, как подготовить выпускников к успешному выполнению этого задания.
1. Необходимо обучить прежде всего вдумчивому прочтению текста, выработать умение определять его тему и проблему (здесь помогут задания А27 и А28). Всматриваться в языковые средства выразительности (см. зад. А32).
2. Учащийся должен хорошо знать особенности жанра рецензии и эссе и стремиться их выдержать.
И очень важно обучить учащихся умению рассуждать по понятной проблеме, правильно строить текст-рассуждение, в котором обычно выделяются три части:
1. Тезис (высказывается какая-то мысль);
2. Доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а)..., б)..., и т. д. сопровождаемые примерами;
3. Вывод, или заключение.
Тезис должен быть доказанным и четко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее суждение и бесспорнее вывод.
Важно, чтобы в тексте между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь.
Учащиеся должны быть готовы рассуждать по многим проблемам, порой, совершенно неожиданным. Готовясь к ЕГЭ с выпускниками прошлых лет, мы проработали не только тексты в тестовых заданиях, но и написали сочинения — рассуждения на следующие темы:
«Жизнь — путь к счастью, но не каждому дано одолеть все этапы пути».
«Чтобы стать счастливым, надо прежде всего осознать, в чем твое счастье, а затем — найти к нему дорогу».
«Счастье у каждого неповторимо».
«Народная мудрость это колодец, из которого черпают, не опорожняя его».
«Из чего вырастает чувство Родины»
«У каждой нации — велика или мала она — есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить».
«Гордиться своей нацией — патриотизм, хвастаться своей нацией — национализм».
«Путь от вражды к дружбе куда длиннее, чем от дружбы к вражде».
«Дружба, выдержав испытание горем, может не выдержать пробы на радость».
3. Продумать композицию и языковое оформление сочинения. С чего начать? Как соединить анализ текста с оценкой средств выразительности, использованных в нем.
4. Необходима большая подготовительная работа по изучению основных средств выразительности.
Средства художественной выразительности разнообразны и многогранны.
Лучше находят учащиеся в тексте такие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболу, олицетворения. Работе над данными изобразительно-выразительными средствами уделяется большое внимание на уроках литературы.
К выразительным средствам языка относятся и стилистические фигуры, или фигуры речи: анафора («единоначалие»), антитеза, параллелизм, бессоюзие, градация (расположение слов по возрастающей или убывающей значимости), оксюморон, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эпифора и т. д.
Целесообразно записать все эти понятия из «Словаря литературоведческих терминов» в отдельные тетради и заучить их, подобрать по 2—3 ярких примера из текста художественной литературы.
Учащийся должен четко усвоить, что нужен не пересказ текста, а его интерпретация — толкование затронутой в тексте проблемы.
Я часто прибегаю к такому методу, читаю вслух лучшие работы учащихся, анализирую их, особое внимание обращаю на самые удачные моменты в сочинении. Работая с сегодняшними выпускниками, я даю им в качестве образца работы прошлогодних выпускников. Это очень помогает совершенствовать навык написания сочинения — рассуждения на заданную тему.