Кривые обучения

Знать величину влияния каждого фактора на продуктив­ность обучения, безусловно, очень важно. Но не менее важно знать и характер (форму) этого влияния, т. е. закон, по которо­му осуществляется изменение одной величины по отношению к другой. Из курса элементарной математики известно, что если две какие-либо переменные связаны между собой в дина­мическом процессе, то эта связь может быть описана с по­мощью некоторой функциональной зависимости, наглядным отражением которой является кривая. Применение кривых не только значительно облегчает понимание зависимости, но и делает эту зависимость видимой. Кривая показывает динамику взаимной связи. Не зная последней, невозможно ставить и ре­шать задачи оптимального управления формированием конеч­ного продукта.

Уровень общей подготовки Мотивация обучения Мышление обучаемых Темпы усвоения знаний Время на восприятие знаний Время, прошедшее после завершения обучения Время на повторение знаний Время на систематизацию
Содержание учебного материала Количество информации Форма изложения знаний Качество учебного материала Методы обучения Организационные формы Контроль и проверка Условия обучения
5 Правильного ответа нет

Принято Считать, что первую в психологии обучения кри­вую взаимосвязи (кривую обучения) построил в конце прошло­го века немецкий психолог Г. Эббингауз. Он наглядно показал, как идет процесс забывания выученного материала во времени. С тех пор кривые начинают все шире применяться для описания психологических и дидактических зависимостей (связей), получив общее название кривых обучения. Построить кри­вую — конечная и привлекательная цель каждого дидактичес­кого исследования. Задача очень нелегкая, учитывая специфи­ку педагогики. Ведь для построения кривой необходимо скру­пулезно выполнить экспериментальные исследования, выяс­нить все особенности исследуемой связи. К нынешнему време­ни с помощью кривых обучения удалось описать сравнительно небольшое число дидактических процессов.

Для изучения форм связи между дидактическими фактора­ми и продуктивностью обучения был применен так называе­мый экспериментально-опытный метод. Сущность его состоит в том, что первичное гипотетическое представление о возмож­ной форме связи формулируется теоретически, далее накапли­ваются факты и экспериментальные наблюдения, а на заверша­ющем этапе построенные на этом материале кривые взаимо­связей верифицируются опытом (практикой) массового обуче­ния. Сопоставление идеального и реального, теории и практи­ки обеспечивает наиболее высокую вероятность выводов и по­лучение скорректированных (сглаженных) кривых.

Уже отмечалось, что для установления иерархии между фак­торами обучения необходимо иметь общее основание (базис), в качестве которого выступает продуктивность обучения. Необхо­димо такое основание и для построения кривых. Трудно для этой цели подобрать более емкое образование, чем все та же продуктивность обучения, ради обеспечения которой осуще­ствляется процесс. Таким образом, кривые будут показывать, как влияют различные факторы на продуктивность дидактичес­кого процесса. Венцом научной дидактики станет создание ка­талога дидактических кривых, описание процессов обучения на языке функциональных зависимостей. Работа по выявлению новых кривых и упорядочению уже известных очень оживилась в связи с эффективным решением ряда проблем компьютериза­ции учебного процесса, и можно надеяться, что прогресс в этой области будет развиваться опережающими темпами.

На рис. 23—27 представлены кривые связей некоторых зна­чимых факторов с продуктивностью обучения. На горизонталь­ных осях (осях X) в большинстве случаев отложены значения, которые «пробегает» фактор. По вертикальным осям (осям Y), отложена продуктивность обучения. Анализируя кривые, видим, что они имеют различные углы прилегания к оси X; некоторые из них пологие, другие круто взмывают, быстро достигая макси­мума. О чем это свидетельствует? Прежде всего о том, что сила (степень) влияния факторов различна. Чем ближе кривая «при­жимается» к оси Y, тем выше коэффициент корреляции данного фактора с продуктивностью обучения, тем больше последняя зависит от этого фактора. Некоторые кривые имеют гипотети­ческий характер. Все кривые сглажены по отношению к опыт­ным данным и выражают общую тенденцию.

Рис. 23 Рис. 24
   
Рис. 25 Рис. 26
Рис. 27  

VII. Проанализируйте представленные на рис. 23—27 кри­вые обучения и ответьте на вопросы.

1. Между какими факторами устанавливаются связи?

2. Какой характер они имеют?

3. Можно ли, опираясь на приведенные кривые, давать ко­личественные оценки продуктивности обучения при раз­личных значениях факторов?

4. Можно ли описать приведенные кривые функциональ­ными зависимостями (формулами)?

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы II III IV V VI VII
Ответы 4,5 2,3 1—ОУ 2 —В 3 —УМ 4 —ОПВ    

Контрольный тест

1. Что такое продуктогенная причина?

2. С каким базисом связываются продуктогенные причины?

3. Что такое продуктивность дидактического процесса ?

4. Что такое фактор обучения (дидактический фактор) ?

5. Какие факторы называются общими, комплексными, гене­ральными?

6. Какие продуктогенные причины входят в общий фактор «Мо­тивация обучения»?

7. Каковы задачи факторного анализа в педагогике?

8. Что такое междуфакторная корреляция?

9. Что показывает коэффициент корреляции?

10. Почему продуктивность дидактического процесса обусловлена комплексным влиянием факторов?

11. Какие генеральные факторы обусловливают продуктивность дидактического процесса?

12. Какова структура генерального фактора ОУ? Каков вклад данного фактора в продуктивность обучения?

13. Какова структура генерального фактора ОПВ? Каков вклад данного фактора в продуктивность обучения?

14. Какова структура генерального фактора УМ? Каков вклад данного фактора в продуктивность дидактического процесса?

15. Какова структура генерального фактора В? Каков вклад дан­ного фактора в продуктивность процесса обучения?

16. Какое место занимает мотивация среди других факторов продуктивности? Почему?

17. Почему умение учиться входит в первую десятку факторов?

18. Какие факторы обучения занимают 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 мес­та?

19. Что такое кривые обучения? Зачем они нужны?

20. На что указывает стремительное возрастание кривой обуче­ния?

Литература для самообразования

Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. — Киев, 1989.

 

ТЕМА 3