Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: характерные особенности, движущие силы, своеобразие на этапе начального образования.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Виды воспитания : обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание;

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка. Приемами управления Гербарт (яркий представитель теории,который сводил воспитание к управлению детьми) считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие.

П.П.Блонский считал, что воспитание это преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение.

А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности.

Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов.

 

Система образования в зарубежных странах (на примере Финляндии, Сингапура, Японии, Германии): типы образовательных учреждений, управление, сроки обучения, особенности обучения в начальной школе.

В Германии Трехступенчатая структура: нач-ая школа, сред-я школа, высшееобразовательная ступень. образование находится в ведении земельных министров культуры. На федеральном уровне образование координируется Конференцией земельных министров культуры. Система школьного образования делится на три ступени: начальное (до 4го класса), первое среднее (с 4го по 10й класс) и второе среднее (с 10го по 13 класс).
Все дети, которые достигли 6 лет, поступают в начальную школу. Обучение в ней продолжается четыре года, нагрузка составляет порядка 20-30 часов в неделю. Школы делятся на 5 типов: гимназия, реальная школа, главная школа, профес-ая школа, общая школа. Высокий статус получают гимназии-по окончанию получают дипломы. Проф-ые школы ориентированы на получении профессии, не предполагающих дальнейшего обучения в школе. Общая школа совмещает различные особенности гимназии и реальных школах.

Система образования в Японии. учебный год начинается 1 апреля и состоит из трех триместров, разделенных каникулами. Отличительная особенность образовательной системы Японии в том, что на протяжении обучения в детском саду и школе постоянно меняется состав групп и классов. Это дает возможность ученикам, у которых не сложились отношения в коллективе, подружиться с другими учениками. Также считается, что это развивает коммуникабельность. Учителя в детском саду и школе тоже меняются каждый год, это снижает отрицательный эффект, если преподаватель невзлюбит ребенка. Школьная система состоит из:

начальной школы - 6 лет; средней школы - 3 года; старшей школы - 3 года

Начальная и средняя школа являются обязательными. Ученики в японских школах учатся 12 лет. Наполняемость классов около 40 человек. продолжительность урока 45 или 50 минут. Учебный план включает: японский язык, гуманитарные предметы, арифметику и науку. Не академические предметы могут включать: искусство и ремёсла (включая японскую каллиграфию), музыку, домоводство, физкультуру и нравственное образование. Особый акцент делается на японском языке, так как сложности письменности и разнообразие устных форм требуют внимания.

В Сингапуре:Учебный год делится на два семестра. Первый начинается в начале января и заканчивается в июне, второй начинается в июле и заканчивается в декабре. обучение в начальной школе начинается в возрасте 6 лет и разбито на 2 этапа: основной (с 1 по 4 класс) и ориентационный (5 и 6 классы). Обучение в начальной школе обязательно и бесплатно для всех. В программу основного этапа начальной школы входит изучение английского языка, родного языка (китайского, малайского, тамильского) и математики, а так же основ гражданственности, посещение уроков рисования, музыки и физической культуры. Начиная с 3 класса в программу вводятся естественные науки. По окончании обучения в начальной школе ученики сдают Выпускной Экзамен Начальной Школы, необходимый для переходя на следующую ступень обучения. Срок обучения 11 лет.

В Финлядии : каждый ребёнок имеет право на предварительное начальное образование, которое начинается за один год до начала обязательного образования, то есть в 6 лет. Предварительное начальное образование может быть получено в школе или детском саду, семейном детском саду или в другом подходящем месте. Это решает муниципалитет. Обязательное образование начинает в 7 семь лет и продолжается до 16—17лет. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание. Учебный год начинается в августе. В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение обязательного шведского.