Содержание образования в нормативных документах

4.1Учебный план– это гос-венный документ утвержденный Министерством Просвещения, это сертификат учебного заведения, в котором определены: - продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; -полный перечень предметов изучаемых в данном учебном заведении; - распределение предметов по годам обучения; - кол-во часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение этого предмета в каждом классе; - кол-во часов в неделю на изучение каждого предмета; - структура и продолжительность практических, лабораторных, творческих и других занятий.

Учебный план – это официальный нормативный документ единый для всех уровней и профилей образовательного процесса и обязателен для всех учебных заведений. В уч. Плане отражаются принятые обществом воспитательный идеал, намеченные цели образования, он разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса.

Учебная программа – составляется и вытекает из учебного плана по этому, как и учебный план, она яв-ся гос-венным документом. Учебная программа содержит в себе: - объяснительную записку о целях изучения данного предмета, о основных требованиях к зун уч-ся рекомендуемых в формах и методах обучения; - тематическое содержание учебного материала; - ориентировочное кол-во времени, которое можно потратить на изучение каждой темы; - перечень основных мировоззренческих вопросов;- перечень учебного оборудования и наглядных пособий; - реализация внутрипредметных и межпредметных связей; - рекомендуемая литература.

Учебник. Содержание учебных предметов раскрывается в учебниках и другой литературе (справочники, книги для дополнительного чтения, сборники упражнений, тестов, задач, энциклопедии, словари, атласы, карты, тетради на печатной основе и т.д.) Учебная литература влияет на качество и результативность подготовки уч-ся. Учебник выполняет 3 дидактические функции: 1.мотивационная; 2.информационная; 3.контрольно-корректировочная.

Требования к учебнику: 1.Доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность, мышление, познавательную активность и интересы. 2.Ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений. 3.Удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций позволяющих усвоить содержание научного материала. 4.Интересные упражнения, практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли. 5.Связь учебного материала с трудовой жизнью и бытом современного общества. 6. Хорошее оформление. 7.Соответствие учебника школьной программе.

Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения.К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде рисунков, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учебного материала, наряду с учебниками, раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по гео­графии, биологии; сборниках упражнений по языкам; методических рекомендациях по физической культуре и др.

Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).

4.2Структура предметного куррикулума:
1. Компетенции; 2. Базовое содержание учебного предмета, подлежащего обязательному обучению в школе; 3. Ресурсы (учительские и учебные материалы, методы); 4. Оценивание.
Предметные компетенции - это те компетенции, которые могут быть точно описаны как знания, навыки и понимания, которые будут изучены и продемонстрированы через разные мероприятия. Упор делается на развитие способности отвечать, анализировать, исследовать, думать критически, решать проблемы, взаимодействовать с другими. Фокусирование на развитие компетенций способствует определению видов обучения и обеспечивает чистое фокусирование на классных мероприятиях и оценивание действий.
Содержание.В этом разделе преподаватель будет планировать то, что будет преподаваться в классах для того, чтобы строить знания, навыки и понимания учащихся. Знания преподавателя о своем предмете и что подходит для учащихся в каждом классе - важны для успеха в этом разделе. Программа не должна быть ориентированна на содержание, компетенции должны быть на первом месте.
Ресурсы (учительские и учебные материалы, методы). Для мотивации и поощрения учащихся учитель может использовать учебники, плакаты, постеры, демонстрационный материал, раздаточный материал для проведения упражнений, маркеры, бумаги, карандаши, ручки сборники тестов, рабочие тетради. Предметные куррикулумы предусматривают активные методы обучения - обсуждение в группах, совместное обучение, моделирующее упражнение. При данном подходе доминирующее положение занимает деятельность учеников.
Оценивание - общее понятие, включающее в себя различные мероприятия, используемые для получения информации об обучении учеников и формировании компетенций. Оценивание должно способствовать обучению учеников, и, соответственно, должно проводиться непосредственно в процессе преподавания - формативное оценивание. Оно направлено на информирование учителей о том, как успешно проходят обучение учеников во всем разнообразии областей обучения, относящихся к мышлению, выполнению, личностному развитию и уважению других.