Теория обучения

1. Процесс обучения как целостная система 1.1Одним из двух главных процессов, составляющих целост­ный педагогический процесс, является процесс обучения (учеб­ный процесс).

Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и раз­вития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень труд­но. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различ­ной природы. Отсюда и множество определений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается глав­ным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента — преподавание и учение. Преподавание понима­ется как деятельность учителей по организации усвоения учеб­ного материала, а учение — как деятельность учащихся по ус­воению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

В современном понимании для обучения характерны следу­ющие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная дея­тельность учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управле­ние; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерно­стям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, мето­дах, средствах, организации, достигаемых результатах.

1.2Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспече­ние информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возни­кают новые формы поведения и деятельности, изменяются ра­нее приобретенные.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с уча­щимися, направленное на достижение поставленной цели.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с уча­щимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие глав­ные звенья взаимодействия:

Деятельность педагога Деятельность обучаемых
1 Разъяснение учащимся целей и задач обучения 1. Собственная деятельность по созданию положительной мо­тивации учения
2. Ознакомление обучаемых с но­выми знаниями (явлениями, со­бытиями, предметами, законами) 2. Восприятие новых знаний, умений
3 Управление процессом осозна­ния и приобретения знаний, умений 3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация
4. Управление процессом познания научных закономерностей и за­конов 4. Познание закономерностей и законов, понимание причин­но-следственных связей
5 Управление процессом перехода от теории к практике 5. Приобретение умений и навы­ков, их систематизация
6. Организация эвристической и исследовательской деятельности 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению воз­никающих проблем
7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащих­ся 7. Самоконтроль, самодиагности­ка достижений