Историческое движение
Категория исторического движения объединяет историю человека и человеческих общностей (этнических, политических, религиозных и т. д.), историю политическую, экономическую, историю культуры, духовной жизни и т. д. Ее основные содержательные линии выделены условно. В реальных знаниях ученика, как и в самой действительности, история предстает целостно, нерасчлененно. Поэтому и в проверке исторической подготовки школьников вопросы и задания ориентированы на факты, явления, процессы, имеющие и политические, и нравственные, и религиозные, и другие аспекты.
Проверке подлежат следующие элементы исторической подготовки учащихся.
1. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов (о датах сказано особо).
Основные виды вопросов и заданий:
- на указание (выбор из предложенного перечня) фактов, имен и т. д.;
- на идентификацию (узнавание) фактов;
- на объяснение исторических названий, терминов.
Образцы заданий
1. Выберите правильный ответ. Первым известным московским князем был:
а) Юрий Долгорукий;
б) Даниил Московский;
в) Иван Калита. (ОШ)
2. Назовите события, связанные с именами: К. Булавина, протопопа Аввакума, С. Разина, И. Болотникова, Е. Пугачева, И. Волоцкого. (ОШ)
3. Кто был главным участником крестовых походов:
а) крестьяне; в) рыцарство;
б) ремесленники; г) монахи. (ОШ)
4. Объясните значение терминов:
а) демос — ... ;
б) республика — ... ;
в) империя — ... ;
г) рабовладельческое государство — .... . (ОШ)
5. В приводимом списке отметьте фамилии, которые принадлежат крупнейшим социалистам-утопистам Запада и России: Шекспир, Талейран, Сперанский, Кромвель, Мор, Джефферсон, Кампанелла, Ломоносов, Сен-Симон, Герцен, Нахимов, Достоевский, Вашингтон, Чаадаев. (СШ)
2. Описание событий, явлений. Основные виды вопросов и заданий предполагают:
- рассказ о событии, человеке, движении и т. д.;
- описание облика людей, исторических объектов и т. д.;
- рассказ о представлениях, мыслях, идеях людей.
Образцы вопросов и заданий
1. Расскажите о восстании Спартака и его руководителе. (ОШ)
2. Совершите прогулку по Акрополю и расскажите о своих впечатлениях. (ОШ)
3. Расскажите о российской государственной символике. (ОШ)
4. Подготовьте рассказ о Куликовской битве (план рассказа наметьте самостоятельно). (ОШ)
5. Составьте план рассказа о Столетней войне. (ОШ)
6. Опишите быт российского крестьянина в XIX в. (СШ)
7. Используя учебники, книги для чтения, художественные произведения о России начала XX в. (литература, живопись, архитектура, фотография), дайте описание на выбор: а) облика крупных городов этого времени; б) провинциальных городов; в) деревень; г) транспорта и средств коммуникации; д) жилищ и одежды. (СШ)
8. Расскажите о деятельности Советов в революционных событиях 1917 г. в России. (СШ)
9. Расскажите о президентах США в XX в., их месте в жизни страны (выберите для примера одного из них). (СШ)
3. Соотнесение факта (единичного события) и процесса, явления, обобщение фактов.
Основные виды вопросов и заданий:
- на определение принадлежности исторического факта, имени и т. д, к явлению, процессу;
- на указание (отбор) ряда фактов, представляющих процесс, явление;
- на анализ, обобщение фактов и определение стоящего за ними процесса;
- на раскрытие проявлений процессов в конкретных фактах, ситуациях.