Историческое движение

Категория исторического движения объединяет историю чело­века и человеческих общностей (этнических, политических, рели­гиозных и т. д.), историю политическую, экономическую, историю культуры, духовной жизни и т. д. Ее основные содержательные ли­нии выделены условно. В реальных знаниях ученика, как и в самой действительности, история предстает целостно, нерасчлененно. Поэтому и в проверке исторической подготовки школьников вопросы и задания ориентированы на факты, явления, процессы, имеющие и политические, и нравственные, и религиозные, и другие аспекты.

Проверке подлежат следующие элементы исторической подго­товки учащихся.

1. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов (о датах ска­зано особо).

Основные виды вопросов и заданий:

- на указание (выбор из предложенного перечня) фактов, имен и т. д.;

- на идентификацию (узнавание) фактов;

- на объяснение исторических названий, терминов.

Образцы заданий

1. Выберите правильный ответ. Первым известным московским кня­зем был:

а) Юрий Долгорукий;

б) Даниил Московский;

в) Иван Калита. (ОШ)

2. Назовите события, связанные с именами: К. Булавина, протопо­па Аввакума, С. Разина, И. Болотникова, Е. Пугачева, И. Волоцкого. (ОШ)

3. Кто был главным участником крестовых походов:

а) крестьяне; в) рыцарство;

б) ремесленники; г) монахи. (ОШ)

4. Объясните значение терминов:

а) демос — ... ;

б) республика — ... ;

в) империя — ... ;

г) рабовладельческое государство — .... . (ОШ)

5. В приводимом списке отметьте фамилии, которые принадлежат крупнейшим социалистам-утопистам Запада и России: Шекспир, Талейран, Сперанский, Кромвель, Мор, Джефферсон, Кампанелла, Ломоносов, Сен-Симон, Герцен, Нахимов, Достоевский, Вашинг­тон, Чаадаев. (СШ)

2. Описание событий, явлений. Основные виды вопросов и заданий предполагают:

- рассказ о событии, человеке, движении и т. д.;

- описание облика людей, исторических объектов и т. д.;

- рассказ о представлениях, мыслях, идеях людей.

Образцы вопросов и заданий

1. Расскажите о восстании Спартака и его руководителе. (ОШ)

2. Совершите прогулку по Акрополю и расскажите о своих впечатле­ниях. (ОШ)

3. Расскажите о российской государственной символике. (ОШ)

4. Подготовьте рассказ о Куликовской битве (план рассказа наметь­те самостоятельно). (ОШ)

5. Составьте план рассказа о Столетней войне. (ОШ)

6. Опишите быт российского крестьянина в XIX в. (СШ)

7. Используя учебники, книги для чтения, художественные произ­ведения о России начала XX в. (литература, живопись, архитектура, фотография), дайте описание на выбор: а) облика крупных городов этого времени; б) провинциальных городов; в) деревень; г) транс­порта и средств коммуникации; д) жилищ и одежды. (СШ)

8. Расскажите о деятельности Советов в революционных событиях 1917 г. в России. (СШ)

9. Расскажите о президентах США в XX в., их месте в жизни страны (выберите для примера одного из них). (СШ)

3. Соотнесение факта (единичного события) и процесса, явления, обобщение фактов.

Основные виды вопросов и заданий:

- на определение принадлежности исторического факта, имени и т. д, к явлению, процессу;

- на указание (отбор) ряда фактов, представляющих процесс, явление;

- на анализ, обобщение фактов и определение стоящего за ними процесса;

- на раскрытие проявлений процессов в конкретных фактах, ситуациях.