Вениамин Фильштинский. Открытая педа

Дело пе только в свободе, надо еще и управлять ею. Но одно управление без свободы — только сухое рассудничанье. Вот это управление без свободы и есть то, что породила «система» Станис­лавского. Да и разница в «управлениях»: у него все сознательное, обмозгованное и решенное, а мое управление идет из глубины от художественного вкуса и получает источник от ЗАДАНИЯ. А зада­ние перерабатывается творчески, а не рассудочно.

Станиславский — режиссер для кино, а не для театра.

Работа с актером Станиславского или, точнее, «система» его ра­бота с актером больше годится Pie для театра, а для кино.

На репетициях он иногда доводит актера до высокого творче­ского состояния, а потом, оказывается, повторить этого актер ни­когда не может — это вдохновение актера было в единственный, неповторимый раз. Т.е., совсем как для съемки кино: довести акте­ра до того, чтобы он сыграл великолепно — снять — а больше от него исполнения этой сцены пе понадобиться.

А в театре все наоборот: играть надо не на репетиции, а на спек­такле, да не одном, а, может быть, на десятках или даже сотнях...

Чего же не хватает в его системе работы с актером (да, по-види­мому, и во всей «системе»)? Развития творческой свободы как ка­чества. Как качества, без которого актер уже не может быть на сце­пе.

Для этого не пад отдельной (данной) сценой надо работать, и этим ограничиться, а, прежде всего, — развивать свое качество. То­лько тогда спектакль и будет расти: иначе неминуемо будет расша­тываться и падать.

Г. 16.IV.

«Система» — аналитический режиссерский путь, а пе путь к воспитанию творчества.

Везде и всегда, едва лишь заходит речь о «системе» Станислав­ского — для подтверждения ее высокого воспитывающего значе­ния — приводится пример «сквозного действия» и другие аналити­ческие пути режиссерского построения роли и выдаются за пути и приемы актерского творчества. Это огромное заблуждение.

При работе над ролью, — если нет привычки подходить творче­ски, художнически к созданию роли — конечно, такой аналитиче­ский путь и разумен и верен. Все это так. И «система» действите-