Из прошлого

величение. Во всяком случае, ни в коем случае не ждать боли, совершать действие, и все.

Лев Абрамович, а как с наигрышем в таком случае?

Надо оправдывать резкую реакцию, ~ тогда выяснится, наиг­рал или нет. При оправдании такой реакции в первый момент вести речь о наигрыше не стоит. Хуже всего, когда ничего не движется и ничего не происходит, плохо,

когда актер не дышит... Мне ваша работа с воображаемым предметом не нравится, у вас не подлинность, а имитация... Если что-то не получается, что-то не идет, то надо обострить свои действия препятствием.

Игорю Н.: «Дышать крупно, действовать, потом оправдывать. Чтобы добиться правды, нужна смелость, нужна воля, нужна «на­глость» и воображение, которое эту «наглость» оправдывает».

Наташу Л.А. похвалил за длительность этюда, за организацию

пространства.

И еще: «Отнестись к чему-то как к важному. Отнестись».

О режиссерском «взгляде»

В формальных построениях должна быть еще во много раз бо­льшая точность, нежели когда мы что-то строим в формах самой жизни. Формальный мазок сделать гораздо труднее, чем нарисо­вать реалистический домик. Это требует идеальной точности. Фор­мальное имеет свои законы. Во всех упражнениях, даже шуточных, даже эксцентрических, все же должны отражаться этические и эс­тетические законы профессии. На этом уроке Л.А. высказал также один из своих основных педагогических тезисов: «Через напряже­ние — к свободе».

Из педагогической тактики Додина

Л.А. не дал студентам обсуждать увиденное. Наверно, он прав: жалко времени. Но, конечно, это еще означает его полную убеж­денность в том, что он говорит, и что не требует их соразговора.

ВЕЧЕР ПЯТЫЙ

Это был недлинный урок — Л.А. торопился в театр на репети­цию.

Зачин. Летопись. Вопросы студентов по «Стройбату». Ответы Л.А. Одно из его соображений было такое: «Режиссер должен в нужный момент в нужном месте уметь произвести нужный удар».

Интересное замечание Андрею Р.: «Когда мы человека спрашива­ем: «Что с тобой?», мы говорим, отталкиваясь не от его самочув-

Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

ствия, а от его поступков. Заботиться нужно о том, что нужно со­вершить, а самочувствие вспоминается само, параллельно...»

После этого урока в занятиях но актерскому мастерству насту­пил десятидневный перерыв.

Студентам было дано время, чтобы они немножко отдохнули, чтобы посмотрели в Малом драматическом театре «Дом», «Звезды на утреннем небе», «Повелителя мух», «Возвращенные страницы» и чтобы готовили новые этюды по «Стройбату».