Из прошлого

Если вам сидя неестественно вспоминать — вставайте, — ска­зал он.

Студенты, разумеется, встали, но тут же один получил замеча­ние за то, что, вставая, порвал процесс жизни в себе.

Нужно вставать, продолжая воспоминание.

Возник массовый этюд: птицы ходят, едят, ныот, засыпают, про­сыпаются, снова кормятся... Потом Л.А. ввел обстоятельство: дождь.

Немногое, честно говоря, получилось в этом упражнении у сту­дентов. Может быть, потому, что они не знали, каких именно птиц пробовать, может быть, они поторопились. А вот засыпание птиц, к примеру, получилось. И еще когда птицы бегали под дождем, — возник живой ритм... Л.А. сказал, что нужно съездить в совхоз по­смотреть птиц.

Дальше следовала очень важная мысль:

Все-таки вы показываете, вы делаете для кого-то, а исследо­вать, проверять и пробовать надо для себя... Другого обманешь, а себя нет. Если человек делает для себя, то обман исключается, мы ведь себя не обманываем...

Сено

Игорь Н. начал делать этюд «Сено». Л.А. остановил. Причина: работа не может быть вне мысли, вне внутренних текстов. Дальше пошли конкретные замечания, например:

Важно точно выполнять детали, общие для всех в данной ра­боте, но особенно важно найти индивидуальное проявление человека в этом действии.

О том моменте, когда студент поднимает сено на вилы и несет через двор: «Главное тут не добежать, а удержать сено на ви­лах».

Еще Л.А. повторил свою мысль, высказанную на прошлом уроке.

Когда ты что-то сделал хорошо, у тебя возникает «подпрыг чувства». То есть, опять же каждое последующее действие возника­ет на энергии удовольствия или неудовольствия от совершения пре­дыдущего.

Корректируя этюд «Сено» для того, чтобы проверить напряже­ние в ногах и дыхание, Л.А. велел студенту на вытянутых руках поднимать другого студента: «Любое движение начинается с пятки. Одно движение переливается в другое. Ничего нельзя начинать с нуля и ничто нельзя заканчивать точкой. Пусть многоточие...»

Заказ № 1775