Из прошлого

Л. А. указал студенту за то, что у него всего один объект — лед. А объектом — так я его понял — должно быть все, вся ситуация, ведущее предлагаемое обстоятельство, или, если угодно, ведущее общее физическое самочувствие. В данном случае, мне кажется, это вернее, чем скрупулезное напоминание А. И. Кацмапа, что в секун­ду есть только один объект внимания. Еще одно подмеченное До-диным тонкое различие между этюдом и упражнением. В упражне­нии (на примере «Арбуза») объектом является рука, режущая арбуз, уточняется положение пальцев, держащих нож, холод ножа в руке... А в жизни, а значит, и в этюде, объектом является все-таки арбуз.

Еще нюанс. Мне тогда показалось, что, с точки зрения Л.А., не резонны все «постепенности» М. О. Кнебель, которые она пропа­гандирует в изучении элементов физического самочувствия, внут­реннего текста. Она их все-таки предлагала изучать по отдельно­сти, постепенно. А Л.А. процесс мышления, и внутренний монолог, и физическое самочувствие предлагает брать вместе, в комплексе и, если угодно, рывком... Впрочем, Л.А. вступил в работу через три месяца после начала учебного процесса, и возможно, именно поэто­му он решил, что наступила пора все соединить...

Додиным сделал акцепт на дыхании... Подчеркнул значение рас­сказа о действии. Рассказ свободен, у студента не зажато дыхание. В то же время в рассказе отражено подлинное знание дела и под­линное стремление к цели. (Для меня этот технологический прием ценен не только сам по себе. Опосредованно он связан с более да­лекими и с более уже результативными художественными катего­риями: с эпическим театром, с эпическим дыханием драмы.)

Что касается педагогической тактики Додипа, напомню его ха­рактерное замечание студентам: «Вы должны слушать педагога не головой, а всем организмом».

И, наконец, — о самом интересном. Я имею в виду понятие До­дина об игре, о «работе-игре», о диалектической связи правды и игры, о введении в этот конгломерат магического «если бы» Ста­ниславского. Это, с моей точки зрения, самое оригинальное в мето­дике Л. А. Додипа, в его взгляде па творческий процесс.

ВЕЧЕР ВТОРОЙ

Более пестрый по характеру показанных заданий.

Сперва были показаны несколько зачинов, в том числе — зачин «Частушки». «Частушки» эти были несвободны, несамостоятельны, иллюстративны.

Л.А.: «Чувство в них неполное, а юмор приблизительный».