Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

Воля заставляет работать мое воображение, а мое воображе­ние заставляет меня действовать, то есть будит волю. Например, я начинаю делать то, что делал бы, если бы у меня болела голова, я включаюсь в эту игру, и постепенно у меня действительно заболева­ет голова.

А то, что со мной сейчас происходит, Лев Абрамович, все-та­ки со мной сейчас происходит, или я вспоминаю? — спросила На­таша.

— Я вспоминаю, и постепенно это становится «здесь» и «сей­час»-. Это не гипноз, это такая «работа-игра». Я вспоминаю иногда острее, чем даже это бывает в жизни. Настоящий театр интерес­нее, чем жизнь. Надо иметь действительно острые воспоминания, но действовать надо еще смелее. Любое упражнение должно зара­жать остротой. /.../ Человек из горячей ванны должен вылезать красный и ошпаренный. Причем, не вода, так сказать, краснит его, а количество усилий. Человек может играть во все это, и этой иг­рой вызвать любые ощущения. Но игра должна быть очень серьез­ная. Игра требует физических усилий, воли и дыхания. /.../ Прежде всего — дыхание. Последите за собой, сколько раз на дню у вас меня­ется дыхание.

Палатка

Этот этюд показывали Сережа К. и Юра К.

Л.А. сказал им, что они плохо добиваются своих целей: один сказал студент другому: «Вставай!», но не добился, чтобы тот встал.

Продолжили этюд, но Л.А. остановил, так как, по его мнению, этюд делался вне дыхания, вне энергии. Он настаивал на необходи­мости включения в поведение всей сенсорной системы человека, ибо «жизнь ослепляет, царапает, звучит и па эти проявления жиз­ни нужно реагировать». Так Л. А. фактически ответил на вопрос, который студенты раньше порою задавали мне: как же возможно чувствовать сразу всеми органами чувств — ведь сойдешь с ума? Все, так сказать, теоретические проблемы были сейчас решены очень просто — требованием ощущать жизнь во всей полноте, воле­вым педагогическим требованием Додина.

Плохо слушаете меня. Слушаете головой, а надо слушать всем организмом, и сразу кидаться попробовать, выполнять замечания режиссера.

Из прошлого

Мне тогда показалось, что Л.А. с излишней мощью ругал и, что называется, долбил Сережу К., даже деморализовал его, однако бу­дущее показало, что это было не во вред.

И, наконец, Л. А. высказался принципиально об обстоятельст­вах: «Все вы делаете старательные упражнения, а надо действо­вать в обстоятельствах жизни. Конечно, упражнения могут быть попробованы каждое в отдельности, — но если два или три упраж­нения соединяются, то тут уже требуются обстоятельства и действие в обстоятельствах».