Из прошлого

кого-то, а эту надпись сделал собственноручно Артур Миллер, а это — от французского режиссера такого-то, а это — клюшка с ав­тографами сборной Советского Союза по хоккею, которые были у нас в гостях» и т. д. После этого входная дверь за нами запирается, и мы все входим непосредственно в класс. Но и тут еще продолжа­ется некоторое время особая суета, пока все рассаживаются... А.И. снимает свое кожаное пальто, просит его положить на задний ряд стульев...

Мне кажется, этот жест — войти в аудиторию, как бы небрежно, в верхней одежде, здесь же рядом с рабочим столом ее снять, эта манера была заимствована у Г. А. Товстоногова. В студенческие годы я присутствовал иногда на уроках Товстоногова в его режис­серском классе (я учился параллельно): Товстоногов, чуть запазды­вая, приходил, рядом с режиссерским столом снимал свое роскош­ное, легкое пальто, привезенное только что из Лондона, где он был на гастролях, садился в кресло, закуривал и начинал урок. (Тогда все это было большой редкостью: и гастроли лондонские, и паль­то...) Словом, в этом «раздевании» у А.И., мне кажется, было что-то «товстоноговское». Может быть, подсознательно, а, может быть, и не случайно он и в этом подражал Товстоногову... Вообще его любовь к Товстоногову, его обожествление Товстоногова для меня лично всегда были очень трогательны. Он любил Георгия Александровича, высоко чтил его. Много раз повторялось имя Тов­стоногова в мастерской но всяким поводам. Даже когда нужно было, работая над отрывком или этюдом, приводить не только про­фессиональные, но и жизненные примеры, то и в этом случае при­водились примеры «из жизни Товстоногова»: «Однажды Г. А. Тов­стоногов привез из-за границы какой-то особенный индийский чай...» и т. д. Вечером, после поздно закончившегося урока А.И. спускался вниз, в преподавательскую, и звонил «кому-то». Кому — было ясно. Он звонил Товстоногову: «Как дела? Как здоровье? Возможно, я сейчас к вам заеду...»

Итак, начало урока было торжественным. Сам урок, как извест­но, начинался с зачина. Надо сказать, что всем этим ритуальным, традиционным творческим заданиям — «зачинам», «летописям», «икебанам», «напиткам» — А.И. придавал огромное значение. Я сейчас не буду углубляться в вопрос, кем были изобретены или как были развиты эти творческие задания и упражнения, важно от­метить, что в классе Кацмана их высоко чтили. Они эффективно использовались мастером для воспитания целого ряда профессио­нальных свойств. Потом, уже после смерти А.И., продолжая вести курс, я неоднократно убеждался, что это, пожалуй, самые сильные

«внедренные» в студентов элементы педагогического наследия А. И. Кацмапа. Постепенно забывали методику его разборов, формулировки (конечно, все это где-то откладывалось, но, как го­ворится, «в воздухе не висело»), а вот «зачин», вкус творческого изобретения, творческого возбуждения, фантазирования, испытан­ные студентами в момент изготовления «летописей», «зачинов», «икебан» — это с ними осталось как часть их творческой крови на­всегда.

А.И. неоднократно говорил о важности этих творческих ритуа­лов. Например, он говорил, что плохой «зачин» вреден, ибо означа­ет, что душа ие трудилась при его создании. Он подчеркивал, что обязательно должна тренироваться душа, что это упражнение вы­рабатывает психологическую установку на творчество, на празд­ник, это он внушал и нам, педагогам, и студентам. Считая, что в «зачине» должно быть острое, возбуждающее актеров обстоятель­ство, не жалел времени на анализ удовлетворительных «зачинов», на «разгром» плохих. Он произносил длинные «разгромные» речи, очень эмоциональные, страстные, если попадался плохой «зачин», и, естественно, поддерживал хорошие «зачины». Он много говорил о «летописи», о том, что она не может быть прямым отражением предыдущего дня, все должно быть по-своему увидено, заострено, придумано. Одним из любимых его упражнений, которое он песто­вал, «дегустировал» и разрабатывал, был — «напиток»... Я уже не говорю про «икебану»! Обсуждению «икебаны» он придавал осо­бое значение.

«Кто хочет сказать?» — звучал после представления «икебаны» его вопрос. Воцарялась тишина... И через несколько секунд начина­лись подробнейшие попытки разобраться в сути: хорошая «икеба­на» или плохая, выразительная или невыразительная, творческая или нетворческая, со вкусом сделанная или без вкуса, театральная или не театральная и т. д. Наконец, вступал в разговор Мастер. Он не только обсуждал, но норой начинал тут же увлеченно работать над «икебаной» вместе со студентами, переделывая ее, улучшал,

«утончал» и т. д.

Позволю себе отметить, что иногда, особенно, когда дело подхо­дило уже к концу второго курса, или на третьем, па четвертом кур­сах, эти ритуальные задания несколько формализовались, станови­лись чуть-чуть дежурными, чуть-чуть пустоватыми, лихими внешне, но холодными по существу. Тут, как мне тогда казалось, надо было как-то эти ритуальные упражнения корректировать, ме­нять задания, освежать подход к ним, но А.И. был упрям в верно-

I