Диалоги с коллегами 227

РАЗГОВОРЫ

С Ю. X. ВАСИЛЬКОВЫМ

РАЗГОВОР ПЕРВЫЙ

В.Ф. Три года назад я пригласил вас, Юрий Харитоиович, пре­подавать танец, — тогда мы еще не говорили «пластическое воспи­тание», на наш курс. Сейчас я не жалею об этом и рад нашему со­трудничеству. Но я хотел бы послушать на этот счет и вас самого. Нет ли у вас разочарования, что вы этим делом занялись? Наско­лько для вас дело оказалось новым? Какие возникли проблемы, ка­кие были открытия?

Ю.В. Разочарования нет, прежде всего, потому, что я продол­жаю заниматься любимым делом — танцем. До прихода на курс я десять лет преподавал в Вагановке характерный танец. Но пробле­мы, конечно, возникали. Встали вопросы: как преподавать, какие требования предъявлять студентам, что такое предмет танца в дра­матической школе — профессиональная ли это дисциплина или просто ознакомление с элементами танца...

В.Ф. В балетную школу наших студентов не приняли бы...

Ю.В. Конечно, нет, по не в этом дело. Мне приходилось препо­давать в частных балетных классах, куда порой приходят люди за­ниматься по непонятным для профессионалов причинам. То ли из большой любви к балету, то ли, как у нас говорят, «для пищеваре­ния»... Но условия частной школы не позволяют относиться к ним снисходительно, и приходилось, что называется, «угождать». Но в итоге они подтягивались, исправлялись походки, получались ка­кие-то результаты в физическом и психологическом плане. Иногда это были некрасивые и, вероятно, закомплексованные люди. Но, если после наших занятий они могли почувствовать себя уверен­ней, мне это доставляло радость.

В.Ф. Они получают удовольствие...

Ю.В. Да, и даже чувствовали себя свободно. Будь он худой или толстый, маленький или высокий, но если он свободно себя чувст­вует, свободен в выборе движений, то мне всегда это приятно. На мой взгляд, танец — это, прежде всего, ощущение свободы.

В.Ф. Конечно.

Ю.В. Я представлял себе, с чем я могу столкнуться на курсе в драматической школе. Проблема состояла в том, чтобы выбрать меру: в какой степени профессиональные навыки, например, балет­ный станок, можно применить здесь и каковы профессиональные критерии. Меня не смущало это и потому, что мы знаем, танец в свое время преподавался в гимназиях, кадетских корпусах...