I. Выдержка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие
Для студентов заочной формы обучения
Составитель: Смирнова О.В.,
к.ф.н., доцент.
Череповец, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
1. Выдержка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
2. Основные дидактические единицы.
3. Программа курса.
4. Планы семинаров.
5. Вопросы к зачету и экзамену.
6. Методические рекомендации студентам.
7. Основная и дополнительная литература.
ВВЕДЕНИЕ.
Курс «Философия» является базовым для бакалавров и дипломированных специалистов.
Основные цели курса «Философия» заключаются, в первую очередь, в том, чтобы помочь изучающим получить первоначальное представление о предмете философии и ее назначении, познакомить с важнейшими этапами формирования философии, выдающимися мыслителями, дать представление о различных подходах к осмыслению картины мироздания, сущности и смысла жизни человека, путей познания мира, взаимоотношений человека и природы, глобальных проблем современности, других вопросов, которые принято называть «вечными».
Курс «Философия» призван также стать своего рода школой мышления, т.е. способствовать формированию умения свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, раскрывать взаимосвязь явлений действительности, отделять существенное от несущественного, значимое от второстепенного.
Содержание и структура курса представляют как центральную тему философии - проблему человека и мира. Знание сущности и природы человека, исканий философов в области осмысления места и назначения человека в мире, его ценностных ориентаций, проблемы свободы человека призвано способствовать социальному самоопределению и нравственному становлению студентов.
I. Выдержка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
ФИЛОСОФИЯ. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.