Этапы обучения 151

режиссер, их товарищ, и поставил «В ожидании Годо». Это был удачный спектакль, он потом даже получил высшую националь­ную премию России. Потом, когда наш театр прекратил свое су­ществование, четверо артистов вместе с этим молодым режиссе­ром ушли в другой театр. И опять они вместе, и опять им очень повезло, они и сейчас работают вместе. Сейчас они — «звезды». Это удачные случаи. Последний мой курс, этого года, к сожале­нию, разошелся по разным театрам. Трое в театре Додина, двое — «На Литейном», кто-то снимается в кино. Конечно, попасть в те­атр Додина — большая удача, и одна наша выпускница уже сыгра­ла там Нину Заречную... Но все-таки лучше было бы, если бы они еще года два поработали все вместе. Их ведь все равно тянет друг

к другу К

Теперь вот о чем. Во время наших кратких встреч я не затраги­вал проблемы собственно психологии педагогики, шел только по генеральной линии обучения. Но есть целый ряд других проблем. Проблема того, как научить студентов много работать. Как научить их работать самостоятельно. Это один из наших главных принци­пов. У нас они работают очень много. И по нашим правилам у нас не педагог организует урок, а сами студенты. Они готовят програм­му урока сами. Есть некоторые педагогические приемы общего ху­дожественного воспитания. Например, есть упражнение на млад­ших курсах: урок начинается с «зачина». Студенты все вместе должны приготовить энергичный, остроумный, веселый, со смыс­лом зачин, который должен сразу создать рабочее, вдохновенное настроение. Это может быть просто песня или песня, разыгранная по ролям, какой-то интересный танец, который студенты сами со­чинили, и т. д. И дальнейшее течение урока планируют они сами. Педагог приходит, а на столе уже лежит план урока, где написан порядок упражнений или этюдов, или отрывков. Обычно студенты па первых курсах, когда они еще боятся, что их отчислят, и чай ставят педагогу, и цветы, а уже на третьем-четвертом — чай поху­же, цветы помельче... Шучу, конечно. Уютность педагогического стола всегда соблюдена (знак уважения студентов к педагогу). План делает один из студентов, дежурный в этот день. У нас он на­зывается «хозяином дня». Обычно в плане бывает столько всего, что все не пересмотреть — двадцать отрывков, тридцать этюдов... Обычно все хотят показывать.

1 Впоследствии эти ребята тоже объединились в особую творческую коман­ду — «Мастерская театра на Литейном».

Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика