Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

книгах, разработанных терминологически: «сквозное действие», «сверхзадача» и т. д., — он пришел к логике свободного поиска сво­бодной жизни свободного человеческого духа, что труднее всего описать и что очень нелегко нащупать. Собственно, поиском этих секунд живой жизни, которые возникали иногда на репетиции, он занимался у себя в Леонтьевском»1.

Вот теперь, наверное, логично перейти к самой, может быть, не­определенной и неизученной материи — к третьему из интересую­щих нас понятий — к «этюдному методу».

И эта формулировка не принадлежит Станиславскому. «Этюд» — да, это его слово, его термин. Начал он его употреблять еще с 1888 г. Употреблял в разных смыслах, иногда называл этюда­ми даже слишком разные вещи, но, в общем-то, это корневое поня­тие Станиславского. А вот термин «этюдный метод»? Скорее всего, он впервые мог мелькнуть у Кнебель, когда она стала проходить пьесу этюдами. Однако в ее литературных трудах (прежде всего, конечно, в книге «О действенном анализе пьесы и роли») словосо­четание «этюдный метод» редко встретишь. Как правило, звучит «действенный анализ»2. Да и сейчас этюдный метод считается ка­ким-то как бы даже не теоретическим понятием. Единственный, кто часто употреблял в своих книгах выражение «этюдный ме­тод», — 3. Я. Корогодский3. В книге «Начало», подчеркивая вер­ность действенному анализу, он все же часто и подробно пишет именно об «этюдном методе».Зиновий Яковлевич, думается, и был наиболее последовательным проводником этюдного метода в жизнь. Что же касается М.О., то, вероятно, она сознательно не взя­ла на вооружение название «этюдный метод». Потому что, коли МДА, по ее взглядам, состоит из двух составляющих — «разведка умом» и «разведка телом», то этюдный метод, имеющий отноше­ние, прежде всего, ко второй части МДА — к разведке телом, явля­ется, таким образом, только второй частью ее теории. Правда, М.О. неоднократно подчеркивала, что разведка умом и разведка телом это двуединый и нерасторжимый процесс. Однако на деле это все-таки не так. На деле вперед посылается ум: ведь работа над пьесой, по Кнебель, начинается с событийно-действенного анализа, который, признаем, является особой и серьезной теоретической зо-

Режиссерский театр от Б до Ю. Разговоры под занавес века. Вып. 1. — М., 2001.

Ученик М. О. Кнебель, впоследствии крупный московский педагог, М. М. Буткевич пишет, правда, что она до какого-то времени употребляла выражение «этюдный метод», но потом окончательно перешла на МДА. 3 Корогодский 3. Я. Начало. - СПб., 1996.