К теории

ской студии она начала режиссерскую деятельность в студии име­ни Ермоловой. Там, репетируя пьесу Горького «Последние», М.О. и начинает последовательно использовать метод действенного ана­лиза Первое, что она сделала, — это тщательный событийный раз­бор пьесы. И помогал ей определить чередование и название собы­тий не кто иной, как сам Станиславский. Это было в 1936 году. М.О. вспоминает, как она приходила к Константину Сергеевичу с листком, на котором были перечислены события пьесы. Он их вни­мательно просматривал, вычеркивал лишние, оставшиеся укрупнял и т. д. Он, вообще, просил ее тренироваться в аналитической рабо­те по определению событийного ряда разных пьес1. Так, М. О. Кне­бель стала первым режиссером, применившим в работе над реаль­ным спектаклем методику действенного анализа. Потом уже, после смерти Станиславского, Кнебель вместе с Н. П. Хмелевым постави­ла в Театре им. Ермоловой пьесу Шекспира «Как вам это понра­вится?». Его успех — тоже факт победы действенного анализа. Так на практикеродился и укрепился «Метод действенного анализа», открытый Станиславским, хотя и сформулированный М. О. Кне­бель.

Теперь обратим внимание на некое «разветвление» интересов К. С. Станиславского (может быть, нам кажущееся). С одной стороны, на «Тартюфе» с актерами МХАТа он преимущественно проверял и взращивал то, что впоследствии утвердилось как «ме­тод физических действий», с другой стороны, руководя режиссер­ской работой М. О. Кнебель, продолжал заниматься тем, что впо­следствии было названо «методом действенного анализа». Однако практиковал и, скажем пока так, некие свободные режиссерско-пе-дагогические приемы работы в Оперном театре и Оперно-драмати-ческой студии. О чем идет речь в данном случае, мы еще разъяс­ним...

Естественно, что разошлись пути и теоретических наследников Станиславского — Кедрова и Кнебель. В 1949 году Кедров стано­вится художественным руководителем МХАТа и заявляет: «Кне­бель должна уйти из театра». Она была вынуждена уйти, так что в этот момент их пути разошлись уже в прямом смысле слова. Прав­да, тогда и время было жуткое — борьба с космополитизмом. И трудно сейчас судить, — насколько Кедров действовал исходя из творческих соображений и самостоятельно. Вполне возможно, что дело не в нем самом, а в том, что на него давили, чтобы Кнебель с ее фамилией была уволена из МХАТа. Однако вполне вероятно и другое, что М. Н. Кедров поступил так из принципиальных побуж-

1 Кнебель М. О. Вся жизнь. - М., 1967.

Заказ № 1775