Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

дит и слышит зритель? Иначе говоря, в чем состоит надводная часть айсберга.Она состоит из двух компонентов: зритель слушает текст и видит физическую деятельность (физическое поведение) персонажа. Эти два компонента «равноуважаемы». Поэтому неслу­чайно возникает порой желание возразить против утверждения: «Слово — венец творчества актера». А почему выразительное фи­зическое бытие актера — не «венец»?

И еще раз о подводной частиайсберга. У слова, как мы пыта­лись доказать, подводная часть — это подтекст, состоящий из «ви­дений», «внутренних мыслей» и «физического самочувствия». Но, надо заметить, что и у «физической деятельности» актера (у его физического поведения) есть тоже своя подводная часть, свой под­текст. Например, подтекст того или иного жеста, подтекст судо­рожного надевания пальто или громкого хлопанья дверью. Под­текст нервного «танца» Ромео, тело которого все устремлено вверх, туда, где па балконе находится Джульетта, или подтекст метаний полуобнаженного, мокрого, яростного тела Лира в степи. Галендеев разыскал и у Станиславского об этом замечательное выражение: «подтекст физических действий». Таким образом, «подтекст» рабо­тает и па «слово», и на «физическое поведение». Иначе говоря, «слово» не является монополистом «подтекста» и должно как бы поделиться своим питанием с «физическим поведением». Под­текст — это общая «подпочва» того, что видит и слышит зритель.

В этом контексте становится понятным высказывание К. С. о подтексте, как о «жизни человеческого духа». Тем не менее, следо­вало бы вообще изъять из рабочей терминологии гениальное выра­жение Станиславского -«жизнь человеческого духа».Это, пожа­луй, самое универсальное понятие — итоговое. Совсем не технологическое, а, скорее, метафизическое. И хочется «жизнь че­ловеческого духа»отнести не только к подводной части айсберга. И даже не только к актерской работе... Текст Пастернака в «Гамле­те», который мы слышим, или мизансцены Эфроса в «Ромео и Джульетте», которые мы видим, — тоже «жизнь человеческого духа».

...Все ли термины мы рассмотрели, ко всем ли в духе В. Н. Га-лепдеева ио-иастоящему «придрались»? Нет, конечно. Еще, напри­мер, есть такие важные для практики понятия, как «метод физиче­ских действий», «метод действенного анализа» и «этюдный метод». Да и но поводу самого «действия», как, якобы, универсального, всеобъемлющего понятия «системы» есть некоторые размышления и сомнения. Но все это особые темы.