Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика
по репертуару сразу видно, есть ли у абитуриента какая-то культура, какое-то общее воспитание...
Так складывается первое впечатление об абитуриенте. Естественно, проще всего с теми, кто наглядно не имеет права на профессию. Их отсеиваешь с облегчением. А вот остальные... Тут педагог выполняет одновременно три дела.
Первое: общается с абитуриентом.
— Стихи!.. Басню!.. Прозу!.. Достаточно... Извините, что прерываю... Начните снова вот с этого места... А нет ли еще стихов? А другой басни? А кто с вами разучивал стихи? Сами? А басню? Играли в драмкружке? А что вы там еще играли?..
Второе: смотреть, смотреть и смотреть, подстерегать, как я уже говорил, «искры»...
Третье: хоть коротко, хоть в двух-трех словах успеть зафиксировать свои впечатления, что-то записать, иначе забудешь или перепутаешь.
Некоторые листочки у меня хранятся до сих пор.
ЗАПИСИ ПЕДАГОГА НА КОНСУЛЬТАЦИИ
«Глухой голос...
небольшое обаяние...
человечески мила...
жантильный...
маленькая голова...
большелобая, поступала в прошлом году, романтизм и свежесть
потеряны, ума не прибавилось...
скучна, одинакова, говор...
танцует плохо, но приятно стесняется...
характер, видимо, ужасный, играет на рояле...
робка в чтении — сидела смелее, нужно раскрутить...
аморфный, без темперамента...
небольшой лирический порыв есть...
какой-то ум, улыбка; слух под вопросом...
речевые дефекты...
сумасшедший...
смешная, надеть другую кофту...
столяр-краснодеревец...
лентяй? или не проснулся, нет впечатлительности...
серый, приплюснутое лицо...
мелкое лицо...
потасканная...
о, если б нашлась лирика!..
Начало обучения 13
троечник по литературе и истории...
травести?..
длинная, рыжая, нелепая, песни из репертуара Анны Герман...
нет энергии, воли...
скучен, но есть иррациональность... юмор?..»
и т. д.
Хорошо, что абитуриенты никогда не прочтут этого. Здесь много обидного... Но это лучше, чем, не заметив человеческих несовершенств, обидеть будущих зрителей. И тут, кстати, пет никакого пренебрежения к абитуриентам как к людям. Более того, когда отказываешь кому-то после консультации, обязательно говоришь: «Вы на себе крест не ставьте, у пас идет соревнование, мы выбрали не вас, но вполне возможно, что вы понравитесь другому мастеру или в другом театральном вузе...».