II. Основная часть – 90 мин.

1вопрос:«Требования руководящих документов к учету и отчетности по медицинскому имуществу» -15 мин.

Учет военного имущества в войсковых частях производится в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" №234- III (по состоянию на 19 марта 2010 года) и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Комитет начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан организует текущее и перспективное планирование обеспечения Вооруженных Сил необходимыми видами вооружения, военной техники, боеприпасами и другими материальными средствами, их эксплуатацию, сохранность, учет и списание.

 

Под учётом и отчётностью понимают научно-обоснованную систему сбора, обработки, анализа, передачи и хранения информации, необходимую в процессе обеспечения войск.

Планирование и организация обеспечения войск медицинским имуществом и техникой как в мирное время, так и в военное время возможны только при наличии хорошо организованного учёта и отчётности.

Ответственность за правильное ведение учёта и отчётности материальных средств, в том числе и по медицинскому имуществу, возложена на:

-командира воинской части (соединения), начальников учреждений - за состояние учёта материальных средств в части (соединении), учреждении и своевременное представление в вышестоящие управления отчётных документов, установленных табелем срочных донесений (здесь и в дальнейшем под материальными средствами имеются ввиду все виды имущества, в том числе и медицинского);

-заместителей командиров соединений по тылу, начальников служб или помощников командира по снабжению - за состояние учёта материальных средств и отчётности в подчинённых им службах;

-лиц, непосредственно ведущих учёт за законное и правильное оформление всех учётных документов, своевременное ведение записей в книгах (карточках) учёта операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств: за сохранность учётных документов и составление отчётности.

Все должностные лица, в обязанности которых входит организация учёта или непосредственное ведение его в подразделениях, воинских частях (соединениях) и учреждениях должны твёрдо знать, выполнять положения руководства по учёту и в пределах своей компетенции осуществлять систематический контроль за их выполнение подчинёнными должностными лицами.

Учёт материальных средств в подразделениях, в службах воинских частей, соединений и медицинских учреждений, в том числе и на складах, как в мирное, так и в военное время ведётся в соответствии с приказами Министра обороны Республики Казахстан. Ведение учёта этих материальных средств по другим положениям и формам документов запрещается.

Учёт материальных средств ведётся с использованием средств механизации и автоматизации управления. Широкое применение этих средств повышает оперативность учёта и обеспечивает высокое качество учётных операций.

 

Учёт материальных средств в Вооруженных силах ведётся в целях:

- своевременного обеспечения должностных лиц и органов управления достоверными данными о наличии движений и качественном (техническом) состоянии материальных средств, необходимыми для планирования и обеспечения ими войск;

- контроля за сохранностью, законностью и целесообразностью и эффективностью расходования (использования) материальных средств;

- подготовки исходных данных для составления отчётных документов, установленных табелем срочных донесений.

 

Данные учёта материальных средств используются для составления отчётностии представления её органу управления (довольствующему) органу в целях информации о расходе, наличии, качественном состоянии материальных средств и потребности части (соединения), медицинского учреждения в них.

Данные отчётности орган управления использует для планирования обеспечения медицинским имуществом и техникой, а также для ведения оперативного учёта и осуществления контроля.

Формы и сроки представления отчётности по медицинскому имуществу определены Табелем срочных донесений Тыла ВС РК.

В действующей армии воинские части (соединения) отчёт по медицинскому имуществу представляют в виде:

+донесения о наличии и потребности медицинского имущества специального назначения (представляются подекадно - на 10, 20, 30 (31) число, а в ходе операции - через каждые 3 дня);

+заявки-наряда на медицинское имущество (войсковые части и соединения армейского, фронтового подчинения представляют ежемесячно к 5 числу следующего за отчётным месяца, а части регионального и центрального подчинения - поквартально к 5 числу следующего за отчётным кварталом месяца).

Части (соединения) и учреждения регионального командования по состоянию на 1 января ежегодно представляют:

+отчёт-заявку наличия и потребности материальных средств;

+донесение о наличии, движении и освежении материальных средств неприкосновенного запаса Ф - 16/мед ( донесение о наличии, движении и освежении представляют соединения и медицинские учреждения, имеющие НЗ.)

В воинских частях, соединениях и медицинских учреждениях учёту подлежит все находящееся в наличии медицинское имущество, независимо от источника поступления (со склада, закупленное или заготовленное на месте, трофейное) и предназначения (текущего снабжения, специального назначения, запасов). При этом материальные средства неприкосновенных запасов учитываются отдельно от других материальных средств.

Примечание: по учетному признаку медицинское имущество и медицинская техника делятся на расходное и инвентарное.

К расходномуотносятся предметы разового пользования, а также приходящие в негодность при кратковременном применении. Таким имуществом являются лекарственные и перевязочные средства, иглы хирургические инъекционные, перчатки хирургические и анатомические, пробирки, бактерийные препараты, реактивы, дезинфекционные средства, рентгеновская плёнка, бумага для различных регистрирующих приборов, бланки учёта, шприцы и инструменты одноразового пользования, боры, резиновые трубки, аптечная посуда, чашки Петри, сетчатые и фанерные шины.

К инвентарномуотносятся предметы длительного пользования (аппараты, приборы, инструменты, типовое медицинское оборудование, средства сбора и эвакуации раненных, подвижные медицинские установки и др.). В условиях мирного времени для этого имущества установлены сроки эксплуатации, а для аппаратуры, кроме того, межремонтные сроки от одного ремонта прибора (аппарата) до другого.

 

Формы и методы учёта медицинского имущества зависят от принадлежности его к той или иной учётной группе.

Существует несколько методов учёта материальных средств, они отличаются объёмом операций, единицами измерения и формами учётных документов. Основными из них являются бухгалтерский, натуральный и оперативный.

ПРЕДМЕТОМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ЯВЛЯЮТСЯ ТЕ ОПЕРАЦИИ, которые могут быть выражены в деньгах. Отличительная черта бухгалтерского учёта - двойная запись в книгах (приход, расход, или, как принято говорить в бухгалтерии дебет и кредит) и обобщение записей в балансе. Бухгалтерскиё учёт позволяет сравнивать разные материальные ценности, даже и неоднородные, в единой единице - тенге. Этот метод учёта имеет широкое распространение среди большинства промышленных предприятий в нашей стране. Но бухгалтерский метод учёта громоздкий и сложный. Для его ведения необходимо заполнить ряд вспомогательных книг и других учётных документов, что занимает много времени и требует специальной подготовки работников учёта. Всё это делает бухгалтерский учёт непригодным для ведения учета материальных средств в системе ВС РК, в том числе и в медицинском снабжении.

НАТУРАЛЬНЫЙ УЧЁТ ведётся в натуральных показателях и стандартных единицах измерения (штука, метры, граммы, килограммы, ампулы и др.) Этот метод учёта менее громоздок и более прост. Натуральный учёт даёт полное и точное отражения наличия, движения, качественного, состояния комплектности материальных средств. Эти особенности натурального учёта позволили применять его в войсковом хозяйстве, как в мирное, так и в военное время. Необходимость применения натурального учёта в системе ВС РК диктуется тем, что распределение материальных средств ведётся в натуральных единицах.

Цены на отдельные виды материальных средств указываются:

- при приёме материальных средств, связанном с денежными расчётами, и предъявлении претензий к транспорту и промышленности;

- при отпуске материальных средств за плату или в счёт лимита, выделенном в денежном выражении;

- при отделении размеров недостач и утрат материальных средств.

Цены определяются по прейскурантам или договорам. Натуральный и бухгалтерский учёт ведутся на основании приходно-расходных документов.

ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЁТ ведётся в довольствующем органе по избранной номенклатуре имущества (имущество специального назначения и отдельные предметы табельного оснащения) по книге или ведомости оперативного учёта.Особенностью этого учёта является то, что он:

- отражает наличие имущества по отчётным данным не каждый день, а на определённое число;

- ведётся в высшем звене (довольствующем органе) за низшие звенья (основные снабжаемые объекты, склады), на основании сведений, представляемых последними. Записи ведутся простым карандашом и систематически корректируются.

Существуют и другие методы учёта - статистический, аналитический, но они не применяются в практике учёта медицинского имущества, но основными и общими требованиями ко всем методам учёта и отчётности являются: своевременность, точность, полнота, непрерывность и последовательность.

Основными и общими требованиями ко всем методам учёта и отчётности являются: своевременность, точность, полнота, непрерывность и последовательность.

Периодичность контроля должностными лицами войсковой части, подразделения:

+начальник медицинской службы (аптеку, склад и лабораторию) один раз в 3 месяца (лично проверяет наличие правильности хранения, расходования и учета медицинских препаратов, ядовитых и наркотических веществ и медицинского имущества);

+начальник медицинского пункта (в подразделениях, медпункте) один в раз в 3 месяца (лично проверяет наличие, правильность хранения, расходования и учета медицинских препаратов и имущества);

+начальник аптеки медицинского пункта части (в аптеке) один раз в месяц (лично проверяет наличие, правильность хранения, состояния учета и законность расходования ядовитых и наркотических веществ).

 

2-вопрос: «Классификация учетных документов, правила их составления и оформления» - 15 мин.

Медицинский учет и отчетность осуществляется с помощью установ­ленной Главным военно-медицинским управлением МО РК на военное и мирное время системы военно-медицинской документации и специальных правил измерения, регистрации и анализа военно-медицин­ской информации.

Медицинский учет в Вооруженных Силах РК основывается на вра­чебной регистрации и начинается с медицинских пунктов воинских ча­стей, учреждений и подразделений, возглавляемых врачом.

Документы медицинского учета и отчетности предназначены для обеспечения единства и унификации снизу и сверху в системе сбора, обработки и анализа медико-статистической информации по всем на­правлениям и разделам деятельности военно-медицинской службы. Каждой форме медицинского документа присвоен определенный но­мер, а общий перечень официально вводимых военно-медицинских до­кументов с указанием их наименования, назначения, порядка и сроков заполнения и представления объявляется приказом начальника тыла Вооруженных Сил в виде «Указаний по организации и ведению меди­цинского учета» и «Табеля срочных донесений» (на военное и мирное время соответственно). Бланки документов медицинского учета и отчетности изготавливаются централизованно по утвержденным макетам и поставляютсяпо линии медицинского снабжения. Каждому звену медицинской службы, каждо­му медицинскому пункту и учреждению установлен строго определен­ный перечень учетных и отчетных медицинских документов, подлежа­щих обязательному ведению и представлению.

К материалам медицинского учета и отчетности предъявляются сле­дующие требования: они должны быть достоверными, полными, своев­ременными, сравнимыми и сопоставляемыми между собой, за что отве­чают соответствующие медицинские начальники.

Учетная медицинская документация обеспечивает единообразную сис­тематическую регистрацию по строго установленной форме информации характеризующей состояние и деятельность подразделений, частей и учреждений военно-медицинской службы, а также уровень и изменения в здо­ровье военнослужащих в условиях мирного и военного времени. Учетные медицинские документы имеют, помимо своего учетно-статистического на­значения, большое медицинское, юридическое и социальное значение.

Учетные медицинские документы подразделяют на:

а) документы пер­сональной, или индивидуальной, регистрации;

б) документы группового учета, в которых регистрируется деятельность медицинских пунктов и уч­реждений (в целом и по отдельным функциональным подразделениям).

Все фактические данные, регистрируемые с помощью учетных меди­цинских документов, затем подвергают научной статистической обработ­ке, обобщению и анализу. Качество первичного медицинского учета в под­разделениях, частях и учреждениях медицинской службы, анализа собира­емых медико-статистических данных, определяется и достигается на прак­тике твердыми знаниями содержания, назначения и правил заполнения документов медицинского учета каждым медицинским работником.

Учётный документ-документ, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную в установленном приказе Министра обороны Республики Казахстан порядке, имеющий в соответствии с законодательством правовое значение.

Учётные документыв зависимости от их назначения подразделяются на первичные документы; книги, карточки учёта; документы вспомогательного характера.

Первичные учётные документыслужат для оформления операций,связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств, и являются основанием для записи учётных данных в книгах и карточках учёта. Они бывают расходные (рецепты, требования, накладные, наряды, разнарядки, чековые требования, акты технического и качественного состояния, аттестаты, акты на списание, инспекторское свидетельство) и приходные (накладные, счёт-фактуры, наряды, акты приёма, аттестаты).

В книгах и карточках учётаотражаютсяналичие, движение и качественное (техническое состояние) материальных средств за определённый период по подразделениям (частям), складам, мастерским, другим объектам войскового хозяйства и в целом за воинскую часть (соединение), учреждение, склад. Это книги регистрацииучётных документов; книги учёта наличия и движения материальных средств в подразделении; книги учёта наличия и движения материальных средств; книги учёта лекарств, содержащих ядовитые и наркотические вещества; книги учёта ежедневного расхода медицинского (ветеринарного) имущества; карточки категорийных материальных средств; карточки учёта некатегорийных материальных средств.

Учётные документы вспомогательного характера способствуют выполнению операций,связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств. Это доверенности; сводные ведомости; сопроводительные, упаковочные листы и укупорочные листы; стеллажные ярлыки; описи материальных средств; извещение об отгрузке(отпуске) материальных средств; донесение о наличии и движении материальных средств; подтверждение о приёме материальных средств.

 

Основными частями учётного документа являются:

- заголовочная часть;

- содержательная часть;

- оформляющая часть.

 

Заголовочная частьдолжна содержать реквизиты (информационный элемент документа), дающие полное и частичное представление о виде и характере документа.

Содержательная частьдокумента может быть оформлена в виде таблицы или изложена текстом. Табличная содержательная часть документа обычно включает заголовок таблицы, заголовки граф и заголовки строк (реквизиты - признаки), графы и строки. Клетки, образуемые пересечением строк и граф таблицы в процессе оформления документа, заполняются реквизитами - основаниями.

Оформляющая часть обычно содержит:

-даты составления, подписи, утверждения документа;

- наименования должностных лиц, подписавших документ;

- личные подписи и их расшифровку;

- составляющие печати (на документах, где они предусмотрены).

При необходимости указывается номер доверенности получателя.

 

При составлении и оформлении первичных учётных документов

соблюдаются следующие правила:

= В заголовочной части документа обязательно указывается его номер; основание (цель) и дата операции, связанной с движением и изменением качественного состояния материальных средств; наименование службы, выдавшей документ; грузоотправитель (сдатчик), грузополучатель (приёмщик); срок действия документа.

= В содержательной части документа обычно показываются: номер по порядку; наименование материальных средств; код номенклатуры; единица измерения; количество материальных средств. При необходимости, кроме того указываются: категория, сорт, номер анализа, номер серии, заводской номер, цена единицы и сумма стоимости материальных средств, а также иные данные, предусмотренные конкретной формой документа. В конце содержательной части документа пишется "Итого наименований", прописью указывается их количество. Сроки и графы, оставшиеся свободными до подведения итога, обязательно перечёркиваются так, чтобы между текстом и подписями должностных лиц нельзя было что-то вписать:

= В оформляющей части документ подписывается соответствующим начальником и другими должностными лицами. Подпись начальника заверяется: на документах, предназначенных для отправки из военной части (соединения), учреждения - мастичной печатью "Для внутренних хозяйственных документов" воинской части (соединения), учреждения.

Все первичные документы (кроме чековых требований, аттестатов и инспекторских свидетельств) регистрируются в книге учёта, порядковый номер регистрации является номером документа.

 

При оформлении и ведении книг и карточек учёта соблюдаются следующие правила:

= В каждой книге учёта листы номеруются, прошнуровываются, скрепляются мастичной печатью "Для пакетов" воинской части (соединения), учреждения, - начальников соответствующих служб. В книге учёта для каждого наименования материальных средств в зависимости от частоты записей отводится определённое количество страниц. Очерёдность записей наименований должна соответствовать последовательности, предусмотренной формами донесений и отчётов. В начале книги учёта указывается её содержание, в котором последовательно отражаются наименования материальных средств и номера страниц, отводимых для них.

= Карточка учёта составляется на одно наименование материальных средств. Правильность оформления карточки удостоверяется подписью начальника соответствующей службы и заверяется мастичной печатью "Для внутренних хозяйственных документов" воинской части (соединения), учреждения, склада. Карточки учёта материальных средств учитываются в штабе части (соединения), учреждения, склада по книгам учёта и выдаются под расписку.

= Записи в книгах (карточках) учёта материальных средств только на основании подлинных, законно и правильно оформленных первичных документов. Первоначальные записи в новых книгах (карточках) учёта производятся на основании первичных документов, а также актов инвентаризации (передачи) или учёта данных предыдущих книг (карточек) учёта. Записи об остатках материальных средств, перенесённых из других книг (карточек) учёта, подтверждаются подписями начальника соответствующей службы и лицом, ведущим учёт материальных средств. По материальным средствам, имеющим сроки службы (эксплуатации), при переносе их остатков в новые книги (карточки) учёта одновременно указываются и даты выдачи этих материальных средств.

= Итоги в приходе (расходе) материальных средств в книгах (карточках) учёта проводятся по отчётным периодам и за год, а также при инвентаризации, ревизиях, передача должности материально ответственным лицом и в других необходимых случаях. Итоги подчёркиваются чертой (годовые итоги - двумя чертами) и заверяются подписями: лица, ответственного за состояние учёта и лица, непосредственно ведущего учёт.

= Книга (карточка) учета материальных средств ведётся до полного использования.

= В случаях утери книги (карточки) учёта учётные данные восстанавливаются в новой книге(карточке) по первичным учётным документам.

 

Документы вспомогательного характера составляются и оформляются также как и первичные документы.

Все учётные документы должны составляться и вестись разборчиво, без помарок и подчисток. Для исправления ошибок, допущенных при записях, направленные слова или цифры зачёркиваются так, чтобы зачёркнутое можно было прочитать, а над ними записываются правильные цифры и слова. Сделанное исправление оговаривается на свободном месте этой же страницы документа:
"Исправленному (указывается правильная запись) верить и заверяется в книге (карточке) учёта подписью исполнителя, а в первичном документе - подписью начальника, подписавшего документ с заверением соответствующей печатью. При поправлении записи в книге (карточке) должны быть исправлены и последующие итоги с указанием даты исправления.

Все исполненные учётные документы вместе с приложениями к ним подшиваются в дела строго в хронологическом порядке их поступления или исполнения, при этом каждое дело формируется, как правило, по однотипным (приходным или расходным) документам.

Все учётные документы, не содержащие секретных данных, хранятся и запираются, а шкафах (ящиках), обеспечивающих сохранность документов.

Учётные документы хранятся в воинской части (соединении ), учреждении или на складе в течении сроков, утвержденных приказом МО РК № 03 от 10.02.2007г. «Перечень документов, образующихся в деятельности органов управления, штабов и учреждений ВС РК, со сроками их хранения». Приложение № 9/2799дсп от 18.05.2007г.

По истечении установленных сроков хранения учётных документов, эти документы сдаются в архив или уничтожаются.

3-вопрос: «Порядок документального оформления движения и изменения качественного (технического) состояния материальных средств. Документальное оформление приема, отпуска медицинского имущества» - 20 мин.

Учет расходного медицинского имущества в аптеке

Основной учет расходного медицинского имущества в аптеке ведется в книге учета расходного медицинского имущества. В этой книге на каждое наименование расходного медицинского имущества открывается лицевой счет, в котором, помимо наименования, указывается единица учета и номенклатурный номер. Для каждого наименования в книге учета отводится одна или несколько страниц. Последовательность лицевых счетов в книге учета должна соответствовать порядку наименований по «Сборнику норм снабжения медицинским имуществом». Первоначальная запись в книге учета производится в начале отчетного периода и отражает остаток (наличие) каждого предмета на определенную дату.

Основанием для первоначальной записи в книге учета являются следующие документы: материалы инвентаризации; из старых законченных книг переносится остаток в новые книги; накладные (наряды) на поступившее в аптеку имущество, если часть или госпиталь вновь сформированы.

Поступившее в аптеку медицинское имущество записывается в графу «приход» книги учета на основании следующих документов: по накладным на поступившее в аптеку медицинское имущество (2-й экземпляр наряда, заполненного складом); по счетам и фактурам промышленных предприятий и торговых организацией; по актам приема медицинского имущества.

Отпущенное из аптеки по требованиям и рецептам расходное медицинское имущество списывается в расход по книге учета:

а) предметы, подлежащие ежедневной выборке - ежемесячно;

б) остальные предметы – раз в полугодие, а в военное время – ежемесячно.

При передаче из материальной в ассистентскую имущества по накладным оно списывается с книг учета не реже одного раза в месяц. После записей прихода или расхода в книге учета выводится новый остаток на дату записи.

 

Учет расходного медицинского имущества в медицинских подразделениях

воинских частей и госпиталей.

Вопрос о правильности и целесообразности выдачи и использования расходного медицинского имущества решается при отпуске его из аптеки. Это имущество отпускается из аптеки в медицинские отделения и кабинеты на продолжительный срок. Поэтому учет о его в отделениях и кабинетах не ведется. Контроль за расходованием этого имущества осуществляется по историям болезней, листам назначений, амбулаторным, операционным, лабораторным и другим журналам.

Аптеки постоянно контролируют расходование и учёт имущества в отделениях (подразделениях). Обязательному сбору и возврату в аптеки для повторного использования подлежит посуда из-под кровезаменителей, антибиотиков (вместе с резиновыми пробками).

Расходное медицинское имущество после выдачи его из аптеки для применения считается полностью и безвозвратно израсходованным. Оно списывается в расход с книг учета аптеки на основании первичных оправдательных расходных документов – рецептов и требований, подписанных начальником отделения или врачом части, с распиской медицинской сестры отделения в получении имущества.

В отделениях (подразделениях) ведётся количественный учёт только ядовитых и наркотических ампульных, таблетированных и порошкообразных препаратов и спирта.

 

Учет инвентарного медицинского имущества в аптеках и медицинских

подразделениях воинских частей и госпиталей

Учет инвентарного медицинского имущества ведется в книге учета инвентарного медицинского имущества. В этой книге на каждое наименование инвентарного медицинского имущества открывается лицевой счет, в котором, помимо наименования, указывается единица учета и номенклатурный номер. Для каждого наименования в книге учета отводится две страницы:

- на одной ведется общий учет по воинской части или госпиталю;

- на другой - указывается, какое количество из общего наличия имеется в аптеки и подразделениях.

Последовательность лицевых счетов в книге учета должна соответствовать порядку наименований по «Сборнику норм снабжения медицинским имуществом». Первоначальная запись в книге учета и записи на приход, поступившего в аптеку инвентарного медицинского имущества, производится по тем же правилам и на основании таких же документов, как и расходное медицинское имущество.

Предметы, находящиеся в аптеке, учитываются по категориям, а выданные для пользования в отделения и кабинеты относятся ко II категории. В военное время инвентарные предметы медицинского имущества учитываются по степени годности – годное, требующее ремонта, негодное.

 

Примечание: по качественному состоянию инвентарное медицинское имущество учитывается по степени годности (годное – 1,2 категория; требующее ремонта – 3,4 категория; негодное – 5 категория).

1 категорияновые, не бывшие в эксплуатации приборы, аппараты, инструменты.

2 категорияпредметы, находящиеся в эксплуатации, вполне исправные, годные к использованию по прямому назначению. Основанием для перевода имущества из первой категории во вторую является факт выдачи имущества в подразделении (отделение), на медицинский пункт.

3 категорияпредметы, требующие среднего ремонта, который может быть выполнен в мастерских округа (фронта) по ремонту медицинского имущества.

4 категорияаппараты, приборы и установки, которые нуждаются в капитальном ремонте, связанном с заменой узлов, блоков и отдельных деталей. Этот ремонт могут выполнять, как правило, специализированные ремонтные предприятия, мастерские центрального подчинения.

5 категорияне подлежащие дальнейшему ремонту приборы, аппараты, инструменты из-за сложности или высокой стоимости ремонта или из-за того, что их конструкция устарела и заменена более совершенной.

 

Инвентарное медицинское имущество, выданное из аптеки по требованиям-накладным в медицинские отделения и кабинеты, для использования с книг учета аптеки в расход не списывается, а числится за тем отделением, куда оно выдано.

На начальника аптеки возлагается контроль за правильной эксплуатацией этих предметов в медицинских отделениях и кабинетах до полного их износа, когда они станут негодными к применению по прямому назначению. Эти предметы списываются в расход с книг учета аптеки по актам качественного состояния, только после того, как пришли в негодность в результате правильной и нормальной их эксплуатации.

Для учета инвентарных предметов медицинского имущества в подразделениях заводится книга учета по форме № 2, в которой на каждое наименование открывается лицевой счет. Поступившее из аптеки в отделение или кабинет инвентарное медицинское имущество записывается на приход, а при возвращении в аптеку – записывается в графу «расход». После каждой записи по книге учета выводится новый остаток на дату записи. За правильный учет и рациональное использование инвентарного медицинского имущества в отделениях и кабинетах ответственность несет старшая медсестра этого отделения или кабинета.

 

Порядок списания с книг учета расходного медицинского имущества

Отпуск расходного медицинского имущества из аптеки производится по рецептам и требованиям врачей данной части или госпиталя. По рецептам врачей, не состоящим в штате данной части или госпиталя, отпуск аптекой производится только по разрешению старшего врача части, начальника госпиталя или его заместителя по медицинской части. На рецептах и требованиях должна быть расписка в получении имущества, отпущенного аптекой.

Расход предметов, определяется ежедневно путем выборки из рецептов и требований, по которым эти предметы были отпущены из аптеки:

1. Ядовитые и наркотические средства списка «А».

2. Спирты – этиловый, сырец и настойка йода.

3. Антибиотики и витамины.

4. Перевязочные материалы (бинты, вата, марля, пакеты, салфетки).

5. Импортные препараты в оригинальных упаковках.

6. Дорогостоящие, дефицитные и другие расходные предметы медицинского имущества – по усмотрению довольствующего органа, начальника учреждения или командира воинской части.

 

Выявленный путем выборки из рецептов и требований расход каждого предмета за день заносится в предназначенную для этой цели книгу учета ежедневного расхода медицинского имущества. В этой книге на каждое наименование открывается отдельный лицевой счет. Для учета ежедневного расхода лекарственных средств списка «А» заводится отдельная книга учета или же в общей книге для этой цели выделяется отдельный раздел. По окончании месяца общий итог расхода за месяц по каждому наименованию переносится из книги учета ежедневного расхода в книгу учета расходного медицинского имущества в графу «Расход» и выводится остаток на 1-е число наступающего месяца. В воинских частях, имеющих по штату только фельдшера, ежедневная выборка из рецептов и требований не производится.

Расход остальных предметов расходного медицинского имущества, не относящихся к вышеперечисленным группам, определяется путем снятия натурных остатков, которое производится комиссией один раз в полугодие по состоянию на 1 января или 1 июля, а в военное время ежемесячно. Комиссия назначается командиром части или начальником учреждения. Выявленные комиссией фактические остатки по каждому наименованию заносятся в установленную «Положением о снабжении медицинским имуществом» «Ведомость наличия расхода медицинского имущества». В ту же ведомость заносится количество каждого предмета, числящегося на начало полугодия по книге учета расходного медицинского имущества и поступившего в течение полугодия. Разность между количеством, числящимся как наличие на начало полугодия, и фактическим остатком, выявленным в конце полугодия, и является расходом за полугодие. Этот расход заносится в ведомость наличия и расхода медицинского имущества в графу «Израсходовано за минувшее полугодие», которая и служит основанием для списания расхода за полугодие по книге учета расходного медицинского имущества. Ведомость наличия и расхода медицинского имущества подписывается всеми членами комиссии, производившей снятие натурных остатков, и утверждается командиром части или начальником учреждения.

По такой же ведомости начальником аптеки раз в квартал устанавливается фактический расход и списывается предметы, израсходованные самой аптекой в процессе изготовления и отпуска лекарств (вата, марля, фильтровальная бумага, посуда, пробки, бумажные капсулы и др.). В этом случае ведомость подписывает начальник аптеки и утверждает старший врач части или начальник госпиталя.

В аптеке, где по штату положен рецептор-контролер и выделена материальная, списание с книг учета предметов расходного медицинского имущества, не подлежащего ежедневной выборке, производится по накладным на передачу их из материальной в ассистентскую. В накладной должны быть подписи начальника аптеки и лиц, выдавших имущество из материальной и принявших его в ассистентскую.

В частях с фельдшером ведомость подписывает фельдшер и утверждает командир части.

Порядок списания с книг учета инвентарного медицинского имущества

Как уже указывалось выше, инвентарные предметы медицинского имущества отпускаются из аптеки в отделения, кабинеты и лаборатории по требованиям-накладным, форма которых приведена в приложении № 27 «Руководства по работе военных аптек».

Выданные из аптеки в отделения, кабинеты и лаборатории инвентарные предметы медицинского имущества с книг учета аптеки в расход не списываются, а перечисляются с учета аптеки на учет соответствующего медицинского подразделения. Предметы инвентарного медицинского имущества подлежит списанию в расход с книг учета только после полного из износа в результате нормально и правильной их эксплуатации, что устанавливается актами технического (качественного) состояния материальных ценностей, подлежащих списанию.

 

4-вопрос: «Порядок составления акта технического состояния. Порядок

списания по инспекторскому свидетельству» - 20 мин.

Списание имущества, пришедшего в непригодное (предельное) состояние по истечении установленных сроков службы, носки, использования, годности, производится по актам технического состояния или актам изменения качественного состояния. Списание преждевременно пришедшего в непригодное (предельное) состояние и утраченного имущества, кроме отнесенного на виновных лиц, производится по инспекторским свидетельствам.

Истечение установленных сроков службы, а также 100 % - начисление износа стоимости имущества не могут служить основанием для его списания, если имущество по своему техническому состоянию или после ремонта пригодно для дальнейшего использования по предназначению, за исключением имущества, используемого в учебных и других целях.

Подлежащее списанию имущество не может быть уничтожено, разобрано или использовано в качестве учебного пособия до получения утвержденного акта технического состояния или свидетельства. Имущество, на которое получены утвержденные акты технического состояния (свидетельства), подлежит разборке (разделке). Разборка (разделка) имущества производится в присутствии членов комиссии, состоящей из соответствующих специалистов, должностных лиц, отвечающих за состояние и сохранность подлежащего списанию имущества, под контролем начальников соответствующих служб (материально-технического, финансового и других видов обеспечения) со строгим соблюдением требований техники безопасности и режима секретности в целях получения возможно большего количества годных к использованию агрегатов, узлов, приборов, деталей и материалов.

Записи в регистрах, книгах (карточках) учета о списании имущества производятся на основании утвержденных актов технического или изменения качественного состояния (свидетельств), после оприходования агрегатов, узлов, приборов, деталей, материалов, металлолома и другого имущества, полученного от разборки (разделки) списанного имущества.

Разборка (разделка) изделий (узлов, элементов), имеющих гриф секретности, производится в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих порядок их эксплуатации.

 

Порядок составления акта технического состояния

По актам технического состояния списывается состоящее на учете имущество, пришедшее в непригодное (предельное) состояние:

1) по истечении установленных сроков службы;

2) в процессе испытаний или опытных работ, проведенных по планам командования;
3) по истечении установленного срока хранения в оперативном и стратегическом запасе, при соблюдении установленных условий хранения, порядка освежения и технического обслуживания, если оно по своему техническому состоянию не может быть отремонтировано (восстановлено) и использовано по прямому назначению.
По актам технического состояния списывается имущество, на которое не установлен срок службы, пришедшее в непригодное (предельное) состояние в процессе нормальной эксплуатации, если оно по своему техническому состоянию не может быть отремонтировано (восстановлено) и использовано по предназначению.

По актам технического состояния списываются лекарственные средства (в том числе и применяемые преимущественно в военное время) по истечении установленных сроков годности и на основании заключения (анализа) об их пригодности, полученного от контрольно-аналитических лабораторий.

Определение технического состояния подлежащего списанию имущества и составление актов технического состояния на его списание подлежат рассмотрению комиссиями, в состав которых входят специалисты по этим средствам.

 

Акт технического состояния составляется:

-в трех экземплярах, для утверждения командиром (начальником) воинской части;
- в четырех экземплярах, для утверждения вышестоящим должностным лицом.

Акты технического состояния представляются в соответствующий по принадлежности имущества орган управления, где воинская часть состоит на обеспечении. При представлении акта технического состояния на списание имущества, эксплуатация (работа) которых учитывается в паспортах (формулярах), обязательно прилагается паспорт (формуляр), все разделы которого должны быть полностью оформлены на день подписания акта технического состояния и удостоверены подписями и оттиском гербовой печати воинской части. В двухнедельный срок со дня поступления акта технического состояния и приложенных к нему документов в органах военного управления и обеспечения проверяется правильность их оформления и при необходимости дается заключение о целесообразности, законности списания и порядке разборки (разделки) имущества, после чего представляется акт технического состояния на утверждение в установленном порядке. При этом утверждаются и удостоверяются оттиском печати учреждения все экземпляры акта технического состояния, после чего первый экземпляр возвращается в воинскую часть, второй - хранится в делах вышестоящих органов обеспечения утвердивших его. Утвержденный акт технического состояния служит основанием для списания с учета воинской части указанного в нем имущества и составления акта изменения качественного состояния на оприходование полученных от разборки (разделки) агрегатов, узлов, приборов, деталей, материалов, металлолома и другого имущества по регистрам, книгам и карточкам учета. Недостача имущества в пределах норм естественной убыли, выявленной при приеме, хранении и ревизии (инвентаризации, проверке), списывается с учета в службах воинской части на основании актов списания. К актам списания прилагаются расчеты естественной убыли.

 

Порядок списания по инспекторскому свидетельству

Имущество, независимо от его назначения, источников поступления и способов приобретения, утраченное в результате недостач (кроме недостач, образовавшихся в пределах норм естественной убыли), хищений, незаконного или сверхнормативного расходования (списания), уничтожения, порчи и стихийных бедствий, а также поврежденное и преждевременно выведенное из строя, изношенное, либо утраченное, по которым судебными органами отказано во взыскании, списывается по свидетельству.
Свидетельства являются основанием для списания утраченного имущества.
Подготовка ходатайства и документов, прилагаемых к нему, на получение свидетельства осуществляется службой, на учете которой находится списываемое имущество.

 

Свидетельства выдаются в случаях:

1) когда имущество утрачено в результате стихийных бедствий или военных действий;
2) когда имущество утрачено в результате пожара, катастрофы или аварии и отсутствуют основания для привлечения к материальной ответственности должностных и других лиц;
3) когда имущество уничтожено, приведено в непригодное (предельное) состояние либо утрачено по распоряжению военного командования в целях предотвращения захвата их противником, угрозы жизни личного состава или в целях предупреждения и ликвидации заразных заболеваний;

4) когда имущество уничтожено, приведено в непригодное состояние или было утрачено при угрозе жизни личного состава Вооруженных Сил Республики Казахстан и других воинских формирований в период ведения военных действий;

5) если сумма ущерба, причиненного утратой имущества, превышает сумму, определенную судебными органами к взысканию с виновного, или превышает сумму, которую по закону возможно наложить на виновного в административном порядке;

6) когда ущерб, причиненный утратой имущества, был допущен в ходе испытаний или учений, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и нет оснований для отнесения суммы причиненного ущерба за счет виновных лиц;

7) когда не признана чья-либо вина в причинении ущерба государству (кроме случаев, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);

8) когда суд отказал в иске, правильно оформленном и своевременно предъявленном к надлежащему ответчику, а в случае несогласия истца с отказом - после рассмотрения его жалобы вышестоящим органом и вынесения решения суда об отказе в иске;
9) когда имущество утрачено вследствие хищения либо уничтожено, а виновные в этом лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, не установлены, либо скрылись от следствия или суда, или их местопребывание неизвестно по иным причинам. В этих случаях выдача свидетельств производится после вынесения постановления о приостановлении производства по делу;

10) при невозможности возобновления взыскания в связи со смертью или ликвидацией должника, если после него не осталось имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание в порядке, установленном законодательством.

Свидетельства на списание имущества, утраченного в ходе военных действий и в результате диверсий, выдаются на основании ходатайства, к которому прилагаются: копия отчетно-информационного боевого документа с отражением утрат имущества, выписка из приказа командира воинской части по данному вопросу, акт технического состояния, паспорт или формуляр. В зависимости от обстоятельств дела к ходатайству могут быть приложены другие документы, в этих случаях оформляется на списание имущества, утраченного за истекшие сутки (по итогам боя).

Свидетельства на списание утраченного имущества выдаются после ревизий, проведенных служебных расследований и решений суда, которыми установлена необходимость отнесения части или полной суммы нанесенного ущерба за счет государства. Для получения свидетельств на списание за счет государства утраченного имущества воинской части представляются ходатайства по подчиненности с приложением к ним документов, обосновывающих необходимость списания.

К ходатайству на получение свидетельства прилагаются следующие документы:
1)надлежащим образом оформленные материалы служебного расследования (ревизии, проверки) и выписка из приказа об их результатах;

2)выписка из решений суда о частичном возмещении ущерба за счет виновных лиц, справка правоохранительных органов о приостановлении или отказе в производстве по делу;
3)копии приказов и распоряжений на уничтожение имущества при заразных заболеваниях или в целях предотвращения захвата его противником, а также об утрате в результате стихийных бедствий, катастроф и аварий (при фактическом наступлении указанных обстоятельств);
4)утвержденный командиром воинской части акт технического состояния списываемого имущества с предложениями о его дальнейшем использовании;

5)оформленные паспорта, формуляры или карточки-заместители списываемых технических средств;

6)заключения (анализы), подтверждающие непригодность имущества к дальнейшему использованию;
7)расчет стоимости и подтверждение наличия в балансе государственного учреждения имущества, подлежащего списанию.

Кроме того, в зависимости от обстоятельств дела, к ходатайству прилагаются: копии акта ревизии или проверки; копии решения судебного органа или постановления следственного органа по данному делу; справка о частичном возмещении ущерба за счет виновных лиц. В случаях списания имущества, уничтоженного пожаром, прилагаются акт расследования причин и обстоятельств возникновения пожара, составленный соответствующим органом, а также решение по этому делу следственного или судебного органа.

Ходатайство о выдаче свидетельства с прилагаемыми документами направляется вышестоящему органу не позднее 30 дней после завершения служебного расследования или поступления в воинскую часть постановления судебного или следственного органа.
Ходатайство о выдаче свидетельства, не подтвержденное соответствующими документами, к рассмотрению не принимается. По итогам рассмотрения представленных по подчиненности ходатайств, в двухмесячный срок со дня их поступления, принимаются решения и выдаются инспекторские свидетельства. В необходимых случаях в этот же срок назначаются служебные расследования или проверки представленных материалов на месте.

Свидетельство направляется для заверения печатью того соединения (объединения) или учреждения, командиром или начальником которого оно подписано.
Свидетельство, выданное с нарушением указанного выше порядка, считается недействительным. Свидетельства выдаются в трех экземплярах: первый - выдается воинской части, в которой имела место утрата; второй - направляется соответствующему органу материального обеспечения; третий - вместе с документами, послужившими основанием для выдачи свидетельства, хранится в делах учреждения, командиром или начальником которого выдано свидетельство. Подпись и оттиск печати производятся на всех трех экземплярах свидетельства. Свидетельства регистрируются в журнале регистрации выдачи инспекторских свидетельств в воинской части, выписавшей свидетельство, и представляются в финансовую службу в установленные сроки.

После получения свидетельства имущество списывается с баланса, а также с книг и карточек учета, оборотных ведомостей, лицевых счетов воинской части, в которой произошла утрата.

 

 

5-вопрос: «Аттестат на медицинское имущество» - 5 мин.

В случае перехода объединения (части) в состав другого оперативного объединения они зачисляются на довольствие медицинским имуществом на основании приказа (директивы)о включении их в состав объединения (соединения), а также, аттестата,выданного по месту прежней дислокации и копии последнего отчета, заверенного вышестоящим органом управления.

Аттестат– это документ, характеризующий обеспеченность соединения (части) медицинским имуществом на день снятия с довольствия. Соединения (части), убывающие в состав действующей армии в короткие сроки, исключающие возможность получения аттестата, могут зачисляться на довольствие после представления органу управления медицинской службы объединения (армии, фронта) донесения о наличии имущества на день прибытия. Зачисление на довольствие без аттестата запрещается. Аттестат составляется в довольствующих органах на основании сведений о наличии медицинского имущества в убывающей части, соединении или учреждении, представляемых командиром части, соединения или начальником учреждения и проверенных по отчетных документам. Командиры частей, соединений и начальники учреждений несут ответственность за правильность предоставляемых ими сведений о наличии медицинского имущества.

В довольствующих органах аттестат выписывается в двух экземплярах, из них:

1-й экземпляр – выдается убывающей части, соединению или учреждению.

2-й экземпляр – остается в довольствующих органе.

В соединениях аттестат составляется для частей, входящих в состав соединения, в 3-х экземплярах:

1-й экземпляр – выдается или пересылается убывающей части;

2-й экземпляр – высылается в довольствующий орган.

3-й экземпляр p>

1-й экземпляр – выдается или пересылается убывающей части;

2-й экземпляр – высылается в довольствующий орган.

3-й экземпляр – остается в отделении медицинского снабжения, выдавшего аттестат.

 

6-вопрос: «Порядок обращения с особо ядовитыми и наркотическими лекарственными средствами» - 10 мин.

Наркотические и особо ядовитые лекарственные средства должны храниться в сейфах, при этом особо ядовитые средства - во внутреннем запирающемся на замок отделении сейфа.

Ядовитые лекарственные средства списка "А" (за исключением перечисленных выше) независимо от лекарственной формы должны храниться изолированно в специально выделенных для этой цели металлических шкафах под замком. Реактивы, содержащие ядовитые вещества и находящиеся во время работы на столе провизора-аналитика или провизора-технолога, после окончания работы должны храниться в шкафу под замком.

Сейфы и шкафы "А" опечатываются или пломбируются, а ключи от них, печать и пломбир должны находиться у начальника аптеки.

На окнах материальных комнат, в которых хранятся наркотические лекарственные средства, должны быть металлические решетки, а двери обиты железом с двух сторон с загибом на торец, кроме того, дополнительно устанавливается вторая металлическая решетчатая дверь. Эти комнаты запираются и опечатываются материально ответственным лицом. Комнаты и сейфы, в которых хранятся наркотические и особо ядовитые лекарственные средства, должны иметь охранную сигнализацию.

Запас ядовитых и наркотических лекарственных средств в аптеках не должен превышать месячной потребности. Для аптек, удаленных от баз снабжения, запас этих средств устанавливается вышестоящим руководством. Хранение в аптеках ядовитых и наркотических лекарственных средств, не разрешенных к применению в медицинской практике в Республике Казахстан, запрещается. Требования, по которым были отпущены лекарственные средства, содержащие ядовитые, наркотические вещества, остаются в аптеке и хранятся в течение 5 лет.

Учет ядовитых лекарственных средств списка «А»

Основной учет сильнодействующих медикаментов списка «Б» производится на общих основаниях со всеми медикаментами в книге учета расходного медицинского имущества.

Для учета ядовитых лекарственных средств и реактивов списка «А» заводится отдельная книга учета, а в небольших аптеках для этой цели в общей книге учета отводится отдельный раздел.

На каждое поступившее из аптеки в отделение или кабинет лекарство, содержавшее ядовитые вещества списка «А», заводится лицевой счет, в которой записывается приход когда и в каком количестве это лекарство поступило. По мере израсходования этого лекарства в графе «расход» данной книги указывается, на какие цели оно израсходовано, делается ссылка на номер истории болезни и указывается фамилия больного. Запись удостоверяется подписью старшей сестры отделения или кабинета. Старшая медсестра несет ответственность за состояние учета и правильность использования этих лекарств в отделении или кабинете.

Проверка состояния хранения, сроков годности, учета и наличия ядовитых препаратов и лекарств, в состав которых они входят, производится в отделениях и кабинетах:

- начальником отделения или кабинета – ежемесячно;

- начальником аптеки – ежеквартально.

О выявленных недочетах начальник аптеки докладывает начальнику госпиталя или его заместителю по медицинской части.

 

Примечание: