Геодезические работы при эксплуатации подкрановых путей

Методы геодезического контроля кранов. Для проверки соответствия геометрии ходовой части мостовых кранов и под­крановых путей нормативным требованиям, предусмотрен систематический геодезический контроль планово-высотного положения рельсов, пе­рекоса моста и ходовых колес крана. Этот контроль заключается в производстве специальных геодезических измерений, которые выполняются в специфических условиях, присущих действую­щим цехам. Эти условия характеризуются насыщенностью произ­водственных помещений технологическим оборудованием, плохой освещенностью, вибрацией механизмов, высокой температурой, на­личием конвекционных потоков воздуха, расположением путей на высоте, наличием токопроводов вблизи рельсов и др.

По информативности все методы геодезического контроля над­земных подкрановых путей подразделяют на три группы:

1. Методы контроля планового положения подкрановых путей;

2. Методы контроля подкрановых путей по высоте;

3. Методы комплексного (одновременного) контроля подкрано­вых путей в плане и по высоте.

Технология контроля планового положения подкрановых путей обеспечивает определение параметров их прямолинейности и ширину колеи.

 

Методы определения ширины колеи

Ширина колеи может быть определена методами непосредственного и косвенного измерений. Каждый из них применяют в зависимости от конструктивных особенностей подкрановых путей условий, в которых производятся измерения.

Метод косвенного измерения. Сущность этого метода состоит в том, что ширина колеи определяется по положению точек рельсовых осей, координируемых относительно пунктов вспомогательной опорной сети, создаваемых в цехе. Этот метод разделяется на ряд способов, которые различаются, как по видам опорных сетей, так и по способам определения положения рельсовых осей относительно пунктов их сети.

Метод непосредственного измерения. Этот метод включает в себя два способа: способ электронных линейных измерений и механический способ.

Способ электронных линейных измерений состоит в том, что ширина колеи определяется по результатам непосредственного измерения электронными средствами рас­стояний между осями рельсов в определяемых точках пути, доступных для непосредственных измерений (имеющих прямую видимость).

На точность измерения ширины колеи способом электронных линейных измерения влияют следующие факторы: эталонирование, флуктуация (оптические свойства атмосферы в период измерений), не перпендикулярность оси прибора к оси пути, вибрация.

Механический способ. Ширину колеи измеряют различными штриховыми мерными механическими приспособлениями.

Метод непосредственного измерения с учетом влияния неблагоприятных факторов может обеспечить необходимую точность измерения, вполне достаточную для объективной оценки состоя­ния ширины колеи. Однако, несмотря на простоту, применение этого метода весьма ограниченно, особенно при определении ши­рины колеи надземных путей. Это ограничение обусловлено недо­ступностью надземных путей, наличием токопроводов вблизи од­ной из рельсовых ниток, повышенной опасностью работ и т. п.