Геодезические работы при эксплуатации подкрановых путей
Методы геодезического контроля кранов. Для проверки соответствия геометрии ходовой части мостовых кранов и подкрановых путей нормативным требованиям, предусмотрен систематический геодезический контроль планово-высотного положения рельсов, перекоса моста и ходовых колес крана. Этот контроль заключается в производстве специальных геодезических измерений, которые выполняются в специфических условиях, присущих действующим цехам. Эти условия характеризуются насыщенностью производственных помещений технологическим оборудованием, плохой освещенностью, вибрацией механизмов, высокой температурой, наличием конвекционных потоков воздуха, расположением путей на высоте, наличием токопроводов вблизи рельсов и др.
По информативности все методы геодезического контроля надземных подкрановых путей подразделяют на три группы:
1. Методы контроля планового положения подкрановых путей;
2. Методы контроля подкрановых путей по высоте;
3. Методы комплексного (одновременного) контроля подкрановых путей в плане и по высоте.
Технология контроля планового положения подкрановых путей обеспечивает определение параметров их прямолинейности и ширину колеи.
Методы определения ширины колеи
Ширина колеи может быть определена методами непосредственного и косвенного измерений. Каждый из них применяют в зависимости от конструктивных особенностей подкрановых путей условий, в которых производятся измерения.
Метод косвенного измерения. Сущность этого метода состоит в том, что ширина колеи определяется по положению точек рельсовых осей, координируемых относительно пунктов вспомогательной опорной сети, создаваемых в цехе. Этот метод разделяется на ряд способов, которые различаются, как по видам опорных сетей, так и по способам определения положения рельсовых осей относительно пунктов их сети.
Метод непосредственного измерения. Этот метод включает в себя два способа: способ электронных линейных измерений и механический способ.
Способ электронных линейных измерений состоит в том, что ширина колеи определяется по результатам непосредственного измерения электронными средствами расстояний между осями рельсов в определяемых точках пути, доступных для непосредственных измерений (имеющих прямую видимость).
На точность измерения ширины колеи способом электронных линейных измерения влияют следующие факторы: эталонирование, флуктуация (оптические свойства атмосферы в период измерений), не перпендикулярность оси прибора к оси пути, вибрация.
Механический способ. Ширину колеи измеряют различными штриховыми мерными механическими приспособлениями.
Метод непосредственного измерения с учетом влияния неблагоприятных факторов может обеспечить необходимую точность измерения, вполне достаточную для объективной оценки состояния ширины колеи. Однако, несмотря на простоту, применение этого метода весьма ограниченно, особенно при определении ширины колеи надземных путей. Это ограничение обусловлено недоступностью надземных путей, наличием токопроводов вблизи одной из рельсовых ниток, повышенной опасностью работ и т. п.