Общие требования к составлению и оформлению отчета практики
Отчет является основным документом, характеризующим работу слушателя во время практики. Подготовка отчета по практике осуществляется слушателем непрерывно в течение всего времени практики.
В отчете последовательно излагается материал, отражающий выполнение программы практики. Отчет иллюстрируется необходимыми схемами, судебными актами, статистическими данными и т.п.
Отчет должен быть напечатан на бумаге форматом А4 в текстовом редакторе MS Word, шрифт Times New Roman 14, интервал полуторный, поля должны оставляться по всем четырем сторонам листа. Размер левого поля – 30 мм, правого – 15 мм, верхнего и нижнего – 20 мм. Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 1,25 см.
Отчет объемом 15-20 страниц должен состоять из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения и библиографического списка. Оформление титульного листа отчета приведено в приложении 1.
Во введении обосновывается актуальность деятельности, осуществляемой организацией, цель и задачи (3-5) поставленные слушателем при прохождении практики.
В основной части независимо от базы прохождения учебной практики, практиканту следует отразить:
- статус (правовое положение) учреждения, организации, ее цели и задачи организации, связи подчиненности (система взаимодействия с другими органами управления, хозяйствующими субъектами), краткая история становления и развития;
- правила делопроизводства, принципы организации и основные направления деятельности, полномочия организации;
- организационная структура организации;
- права, обязанности и функции основных структурных подразделений (органов управления) и должностных лиц;
- нормативные документы, регламентирующие деятельность организации (нормативно-правовые акты, локальные правовые акты, в том числе учредительные документы, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и др.);
- навыки и умения, которые слушатель приобрел в процессе прохождения практики.
В заключении подводятся итоги прохождения практики, делаются определенные выводы, вносятся предложения по совершенствованию деятельности организации и.т.д.
Обязательной составной частью отчета является список использованной литературы и других источников, который помещается после заключения. Он должен включать библиографические описания всех использованных, цитируемых или упоминаемых в отчете документов и литературных источников.
Практика выполнения отчетов позволяет рекомендовать слушателям в качестве образца структуры библиографического списка, состоящего из трёх разделов с самостоятельной систематизацией внутри каждого, но объединенных сквозной нумерацией:
1. Нормативно-правовые акты, которые располагаются по юридической значимости (5-7 источников). Кроме того, документы, равные по юридической силе, необходимо располагать в хронологическом порядке (по дате их вступления в силу от более раннего к более позднему):
- Конституция Российской Федерации;
- Международные правовые акты;
- Федеральные конституционные законы;
- Федеральные законы (кодифицированные законы, такие как Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и другие, указываются в первую очередь);
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- акты Правительства Российской Федерации;
- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
- законодательные акты органов местного самоуправления;
- иные нормативные документы, в том числе утратившие юридическую силу.
2. Научная и учебная литература (5-7 источников), расположенная в алфавитном порядке (по авторам или названиям источников):
- монографии;
- комментарии;
- сборники научных трудов;
- учебники и учебные пособия;
- неопубликованные научные документы (диссертации, авторефераты диссертаций, научные отчеты);
- обзорная литература.
3. Публикации в научных журналах, газетах и СМИ;
4. Электронные ресурсы;
5. Материалы юридической практики (3-5 источников);
6. Архивные материалы.
В библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте работы и которые фактически не были использованы.
Библиографический список должен содержать точное библиографическое описание использованных источников.
Обязательным приложением к отчету является:
1. направление, выданное вузом;
2. дневник прохождения практики (образец оформления титульного листа см. в приложении 2);
3. материалы, собранные слушателем в период прохождения практики (согласуются с руководителем по месту прохождения практики);
4. характеристика работы слушателя (образец см. в приложении 3);
5. заполненная личная тетрадь.
Текст отчета и дневника излагается от первого лица, то есть используются, например, следующие фразы: «я ознакомился со структурой организации-места прохождения практики», «я проанализировал…», «мною было установлено, что…» и т.д.
Образец оформления дневника:
Дата | Содержание работы | Подпись руководителя от организации | |
20.05.00 | Изучал функциональные обязанности работников аппарата суда | ||
21.05.00 | Изучал материалы уголовных дел | ||
22.05.00 | Присутсвовал в судебном заседании по гражданскому делу № 2-51 по иску гр. Ивановой А.А. к Смирнову П.П. о возмещении морального вреда |
В характеристике, выдаваемой руководителем по месту прохождения практики каждому слушателю, отражаются выполнение качество выполнения им полученных поручений, отношение к работе овладение профессиональными навыками по специальности, соблюдение дисциплины, взаимоотношение с коллективом, личностные характеристики и другие данные о практике слушателя, которые заверяются подписью руководителя и печатью.
Отчет вместе с приложениями сдается руководителю практики, которые проверяет и оценивает работу слушателя. Отчет, дневник, личная тетрадь и характеристика слушателя в обязательном порядке подписываются руководителе практики от организации и заверяются печатью самой организации.
Слушатель, не выполнивший задание по практике или получивший неудовлетворительную оценку, направляется на практику повторно или отчисляется из университета.
Приложение 1. Титульный лист отчета о прохождении практики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет»
Факультет повышения квалификации и дополнительного образования
ОТЧЕТ
об учебной практике
В________________________________________________________________
(название организации)
__________________________________________________________________
слушателя группы ____________________________________________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Специальность: 030900 «Юриспруденция»
Руководитель практики от учреждения ____________________________________________________________________________________________________________________________________
(ученая степень, ученое звание, должность, фамилия, имя, отчество, подпись)
М.П.
Преподаватель-руководитель от университета ____________________________________________________________________________________________________________________________________
(ученая степень, ученое звание, должность, фамилия, имя, отчество, подпись)
Слушатель_________________________________________________________
(подпись)
Пенза 201__
Приложение 2. Титульный лист дневника о прохождении практики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет»
Факультет повышения квалификации и дополнительного образования
ДНЕВНИК
прохождения учебной практики
Слушателя группы ____________________________________________________________________________________________________________________________________
(номер группы, фамилия, имя, отчество)
Место практики____________________________________________________________________________________________________________________________
(название организации-места прохождения практики)
Руководитель практики от учреждения__________________________________________________________________________________________________________________________
(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество)
Начало практики____________________________________________________
Окончание практики________________________________________________
Преподаватель-руководитель практики __________________________________________________________________
(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество)
Содержание и объем выполнения работ подтверждаю. Руководитель практики от организации ____________________________________________________________________________________________________________________________________
(подпись)
М.П.
Приложение 3.Образец характеристики
ХАРАКТЕРИСТИКА
Иванов Иван Иванович проходил практику с ______ по _____ 201__ года в ______________________. За время прохождения практики Иванов И.И. познакомился со структурой следственного комитета, должностными обязанностями следователя, организацией работы канцелярии, планированием работы и отчетностью. Также Иванов И.И. изучил нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность следственного комитета.
Иванов И.И. присутствовал в судебных заседаниях, самостоятельно изучал материалы уголовных дел, составлял проекты процессуальных документов: постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении производства об административном правонарушении, заключений об обоснованности принятого процессуального решения, исковых заявлений, рапортов, ходатайств о продлении срока проверки сообщения, поручений, сопроводительных писем, уведомлений, описей, повесток и т.д.
Кроме того, Иванов И.И. присутствовал при проведении различных следственных действий: допросе свидетелей, потерпевших, выемке, осмотре места происшествия. Практикант ознакомился с порядком оформления уголовных дел и направления их в суд.
За время прохождения практики зарекомендовал с положительной стороны, все задания и поручения выполнял прилежно, четко, внимательно. В целом показал себя грамотным специалистом, добросовестным, дисциплинированным работником. В ходе практики использовал знания, полученные в процессе обучения в университете. Правильно ориентируется в нормах материального и процессуального права. Замечаний не имеет. Ко всем коллегам по работе относился с уважением.
Иванов И.И. пунктуален, исполнителен, тактичен и коммуникабелен. Показал высокий теоретический и практический уровень знаний. По своим моральным и деловым качествам он может работать в правоохранительных органах.
Таким образом, работа Иванова И.И. во время прохождения практики заслуживает высокой оценки.
Руководитель практики:___________________________________________
(подпись, должность)
М.П.
«____» ________________ 201__