Адаптация к школьному обучению.

Что же происходит с ребенком, если он все-таки попадает в формализованную систему школьного обучения, в которой недо­статочно учитываются его возрастные особенности? Что касается первоначального этапа приспособления к новой школьной жизни, следует отметить: все 6-летние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У некоторых появляются вялость, плаксивость, нарушается сон и аппетит, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Все они утомляются из-за перегрузок, которые испытывают в школе. А утомление приводит к срывам в поведении, к капризам.

В относительно благоприятных условиях обучения психологиче­ская напряженность обычно начинает уменьшаться через 1,5-2 меся­ца. В более жестких условиях она сохраняется, вызывая побочные эффекты как в психологическом, так и соматическом планах.

Как показали проводившиеся в школах комплексные исследования, в неблаго­приятных условиях часто ухудшается состояние здоровья детей: может снижаться вес, уменьшаться количество гемоглобина в кро­ви; снижается острота зрения, появляются головные боли. В связи с ухудшением общего самочувствия ребенок начинает часто бо­леть, понижается его и так невысокая работоспособность, что от­рицательно сказывается на учении. В отдельных случаях возника­ют неврозы, школьная дезадаптация.

Исходя из определенных теоретический по­зиций, практический психолог может приветствовать обучение с 6 лет или возражать против него. Но когда в школу приводят кон­кретного ребенка, следует решить, насколько он готов к школь­ному обучению - поступать ему в школу или лучше подождать еще год.