Архитектура

 

Общие религиозные представления этих стран рождали сходную символику и архитектурные формы. Так, ступа, как символ буддизма, рассматривалась и как символ всей Вселенной. Она олицетворяла центр мироздания - священную гору Меру, вокруг которой вращаются солнце, луна, звезды, а на вершине обитают боги. Таким же уподоблением священной горе мог быть храм или храмовый комплекс.

Буддийская картина мироздания с трехчастным делением на небесную, земную и подземные сферы, воплотилась в символическом образе «храма-горы». Выдающийся памятник этого типа - грандиозное святилище Боробудур, воздвигнутое на рубеже 8-9 веков на земляном холме среди живописной долины Кеду на острове Ява (Индонезия). Это поистине космическое по формам и масштабам сооружение представляет собой гигантскую каменную ступенчатую пирамиду из пяти высоких и трех низких террас. При взгляде сверху их геометрически точно вписанные одно в другое очертания образуют магическую диаграмму, из центра которой, как вершина мира, вырастает островерхая ступа, скрывающая в себе статую Будды. Во всех статуях и рельефах Боробудура господствует тонкое чувство гармонии и духовной значительности, что ставит этот памятник в ряд величайших достижений мировой культуры.

Прославленные памятники буддийского зодчества храмы Ананды (Ив.) в Пагане (Мьянма) и Байон (12-13 вв.) в средневековой камбоджийской столице

Ангор - Тхоме представляют собой пластически целостные комплексы, в которых архитектура и скульптура находятся в единстве.

Идея храма-горы, связанная с индуизмом, вылилась в формирование в культовом зодчестве различных типов башенных святилищ, получивших в каждой стране свои наименования и архитектурно-пластические решения, как чанди в Индонезии, прасаты в Камбодже, каланы во Вьетнаме. Наиболее законченное выражение этот тип культовых сооружений получил в Камбодже в построенном в 12 в. монастырском ансамбле Ангкор-Ват, занимающем прямоугольную территорию в 1,5 км длиной и 1 км 300 м шириной. Мощным акцентом выглядит центральная башня высотой 42 м. В Ангкор-Вате синтезировались лучшие достижения кхмерского зодчества и ваяния.

В средневековом изобразительном искусстве Юго-Восточной Азии особое развитие получила скульптура, обычно дополняющая архитектурные сооружения. Во Вьетнаме, Индонезии, Камбодже, Таиланде высокого расцвета достигла буддийская пластика, по своей художественной значимости подчас не уступающая индийской.

С 13 -14 вв. в Индонезии, Лаосе, Мьянме, Таиланде в строительстве городов, храмов, дворцов интенсивно развивались местные традиции. В оформлении культовых и дворцовых сооружений с 14-15 вв. все большую роль стала играть темперная живопись, в стилистике которой отразилось присущее эпохе позднего средневековья стремление к пышности, парадности, орнаментальное™ форм.

В целом для позднесредневекового искусства Юго-Восточной Азии характерны канонизация сложившихся ранее художественных форм и образов, постепенная утрата монументальности и величественности, усиление внешней декоративности, что выразилось в обильном украшении зданий изощренной резьбой, позолотой, многоцветными росписями.

Важное значение имеет декоративно-прикладное искусство стран Юго-Восточной Азии. Куклы, маски театра ваянг, узорчатые ткани-батики, индонезийские кинжалы-крисы со змеевидным клинком и орнаментированной резьбой рукоятью наряду с архитектурой и изобразительным искусством внесли заметный вклад в историю мировой культуры.

Вопросы для самоконтроля