Живопись

 

Период Камакура-Муромати можно считать временем появления первого портрета в японской живописи. Наиболее интересный из сохранившихся до нашего времени — портрет Минамото Еритомо, выполненный художником Фудзивара Таканобу (12-13 в.). Впервые в японской живописи изображено реальное историческое лицо. Сегун, сидящий в торжественной позе, подчеркивающей его величавое достоинство, предстает в парадных одеждах, с мечом за поясом. Широкие одежды скрывают фигуру, заставляя зрителей сосредоточиться на лице - спокойном, надменном, волевом.

В живописи интерес к природе, ее красоте поддерживался сектой дзэн. Созерцание природы, приобщение к ней - это и есть путь к истине: к просветлению, а через просветление - к «спасению» человека при жизни. При этом подразумевалась природа не только живая, но и изображенная на картине.

Ярким представителем японской живописи стал художник Тойо Ода (Сэссю) /15 - нач. 16 вв./ Им создан известный цикл «Четыре времени года», где с философской повествовательностью передается жизнь природы во времени, показывается ее безграничность и многообразие.

Садово - парковое искусство

 

Символичность японского искусства со всей полнотой проявилась в садовом искусстве, занимавшем важное место в дворцовых ансамблях. На небольшом участке садоводы так располагали деревья, кустарники, камни, что у созерцающего сад человека создавалось впечатление безграничного пространства. В дзэнских садах обычно отсутствовали цветущие растения, Важными элементами были камни, пруд, ручей.

Один из самых известных и сложных для восприятия считается сад камней монастыря Реандзи в Киото (15 в). Из 15 камней всегда остаются видимыми только 14, что создает таинственность, ощущение чего-то скрытого за внешней простотой.