Архитектура

 

Пространственный размах и живописность, отличающие зодчество периода Мин, особенно явственно ощущаются в облике Пекина / по-китайски Бэйцзин – «Северная столица»/. С 1421 года этот город стал постоянной столицей Китая и был оформлен как парадный дворцовый комплекс. Весь строительный опыт сосредоточился в его планировочном замысле. Правила древности, которыми руководствовались зодчие, заключались в том, что прямоугольный план столицы отличался почти математической правильностью и ясностью. Все важнейшие сооружения были обращены фасадом к югу, а весь город из конца в конец с юга на север пересекала широкая прямая магистраль.

Разрастаясь, город включал в себя и новые ансамбли. В 1564 году к древнейшей его части, «Внутреннему городу», с юга был приращен «Внешний город». Основным ансамблем, расположенным в центре «Внутреннего города», был огромный «Императорский город», растянувшийся на многие километры. Внутри него располагался «Запретный город» ныне превращенный в музей, обнесенный стенами и окруженный рвом с водой. Это и был императорский дворец, куда могли попасть только избранные.

Китайское зодчество 15 - 17 веков полно величия. В архитектуре последующих столетий оно еще сохраняется, но постепенно берет верх нарастающая тяга к пышности, обилию декоративного убранства. К 19 веку в архитектуре появляется излишняя перегруженность деталями, росписями.

Декоративно - прикладное искусство

 

Прикладное искусство в Китае было связано со всеми сферами жизни - с религиозными обрядами и торжествами, со сложным церемониалом придворной жизни и с нуждами населения огромных городов. Мастера Китая научились выявлять и обыгрывать природные качества самого материала, использовать в художественных целях его вязкость или твердость, гладкость или шероховатость поверхности, расположение пятен и игру цветов.

Со временем появился целый ряд новых видов и техник художественного ремесла. В период Тан, например, получили распространения изделия из фарфора и высококачественной керамики, прообразом которых были изделия из белой глины. Появлению первых в мире изделий в Китае способствовали богатые залежи фарфорового камня /естественного соединения полевого шпага и кварца/ и местной глины - каолина. Соединение их позволило мастерам достичь удивительной пластичности глиняной массы. Но важны были не только материалы. Сама сложность технологии свидетельствовала о высоком и разнообразном уровне знаний уже в ту далекую пору. Фарфоровые составы, прежде чем смешиваться, проходили длительную техническую обработку /дробление камня, промывку и гниение в воде для глины/. Отформованные изделия просушивались около года, обжиг производился несколько дней при t, достигающей 1400 градусов. Учитывалось все: изменение цвета красителей в печах, разрывы глины, затеки краски. Каждый фарфоровый предмет исполнялся как самостоятельное и ценное художественное произведение, выполненное с таким же вдохновением и свободой, как и произведения скульптуры или живописи.

Большой нарядностью отличались изделия из перегородочной эмали, своими переливчатыми узорами напоминающие парчу или вышивку. Начиная с периода Мин, эта техника получила в Китае широкое распространение. Из перегородчатой эмали изготовлялись многие предметы быта знати - курительницы и вазы, шкатулки и блюда. Производство эмалей требовало большой точности и тщательности. Мельчайшие узоры из гибкой проволоки напаивались на латунную основу, а образовавшиеся крошечные ячейки заполнялись жидкими разнообразными эмалями. Готовые после обжига и полировки изделия приобретали ювелирную завершенность, привлекали богатством фактуры. Тонкая проволочная сетка, сочетаясь с голубизной и яркостью узоров, мерцала нежными золотыми жилками, придавая поверхности изделий еще большее сходство с тканью. Эмали не утратили своего высокого качества и в период Цин. Огромным спросом, наряду с перегородчатой эмалью, в 15 18 веках пользовались и предметы из красного лака - прочного, нарядного, не боящегося влаги. Длительный процесс нанесения на дерево, металл или бумажную массу сока лакового дерева позволял резчикам использовать слоистость фактуры для выявления сложных светотеневых эффектов, бархатистости фона. Резные лаки периода Мин отличались особой гладкостью и сочностью узоров, крупным рисунком растений и цветов.

Виртуозной техники достигли китайские мастера 15-18 веков и в резьбе по камню. Из горного хрусталя, нефрита, халцедона и яшмы создавались печати, вазы, настольные экраны, принадлежности для письма.

Ткани и вышивки периодов Мин и Ции красочностью и нарядностью узоров дополняли и как бы оттеняли декоративные свойства мебели и фарфора.

Многообразие форм и техник китайского прикладного искусства 15 - 18 веков поистине неисчерпаемо. Прикладное искусство этой поры имело огромное значение, развивая лучшие художественные традиции китайской культуры.