Мелкая пластика индийского средневековья

 

На юге, где индуизм на протяжении средних веков приобрел особую власть и ревниво оберегал архитектуру и скульптуру от каких-либо перемен, сложилась и более жесткая система канонов, чем в северный районах. Она тормозила дальнейшее развитие монументальной пластики, связанной с архитектурой. Более свободно могла развиваться лишь культовая мелкая бронзовая пластика, отмеченная точностью приемов, живостью передачи движений, поз и жестов. Среди изображений индуистских богов важное место в скульптуре малых форм занимает образ Шивы Натараджи - царя космического танца. Помещенная в огненном круге бронзовая фигура божества, пляшущего на теле поверженного карлика - демона невежества, - плавными ритмами движений своих четырех гибких рук и стройных ног как бы воспроизводила ритмы круговращения Вселенной. Завораживающая магия танца - столь высоко ценимого в Индии вида искусства - воспроизведена в этом образе с захватывающей силой. Каждая деталь не только пронизана символикой индуизма, но и исполнена энергии, жизненной убедительности.

Бронзовая скульптура небесного Шивы - символ творческого порыва, абсолютного движения в абсолютном покое.

Искусство позднего средневековья

В 13 веке в политической и культурной жизни страны произошли важные перемены. После завоевания Северной Индии мусульманскими феодалами в 12 - начале 13 века начинается возникновение крупных, централизованных государств. Страна вступает в новый этап развития феодальных отношений - эпоху позднего средневековья. Иноземные правители способствовали проникновению в Индию нового религиозного мировоззрения - ислама и новых культурных традиций. И хотя на юге страны, свободном от завоевателей, продолжали существовать местные культы и консервировались местные традиции, определяющим новые культурные тенденции времени стало индоисламское искусство.