Архитектура и скульптура

ИТОРИЯ ИСКУССТВА ИНДИИ

Искусство древней Индии

Археологические изыскания на территории Индостана обнаружили остатки материальной культуры, относящиеся к эпохе палеолита и неолита. В результате раскопок было выяснено, что здесь имело место наличие высокоразвитой цивилизации, получившей название Хараппской с двумя основными центрами /Хараппа и Мохенджо-Даро/. О высоком уровне Хараппской цивилизации свидетельствуют развитая письменности и разнообразные ремесла. Города вели широкую торговлю с Египтом и городами Двуречья, вывозя слоновую кость, жемчуг, хлопчатобумажные ткани.

В середине 2 тыс. до н.э. развитие культуры древних городов, расцветшей в долине Инда, было прервано мощным нашествием кочевых племен ариев, постепенно смешавшихся с коренным населением. Созданный в это время литературный памятник – «Веды» (знание) в поэтической форме рассказывает о религии, жизни и быте племен, населявших страну. Все представления о жизни, ранние научные сведения обобщены в этом произведении, полном наивной жизнерадостности и чуждом религиозного аскетизма.

В 1 тыс. до н.э. в Индии складываются крупные рабовладельческие Государства, основным из которых было Магадха, владевшее почти всей долиной Ганга.

В новом государстве власть была захвачена жрецами-брахманами, а религия, получившая название брахманизма, отличалась от более ранних культов своим более ярко выраженным классовым характером и утверждала разделение людей на сословия - варны, высшим из которых была варна жрецов-брахманов, наиболее бесправным варна слуг-шудр. Во второй половине 1 тыс.до н.э. были созданы крупнейшие литературные произведения Древней Индии – «Махабхарата» и «Рамаяна», куда вошли все мифы, легенды и сказания о жизни народа, богах и героях.

Мощного расцвета в это время культура Индии достигла при династии Маурья /322-185 гг. до н.э./. После отражения натиска войск Александра Македонского почти вся территория современной Индии была объединена в одно государство, а торговые и культурные связи с Сирией, Египтом и другими странами приобрели широкий размах.

При царе Ашоке государственной религией был объявлен буддизм, который получил широкое распространение в Индии, а затем и в других странах Востока, так как проповедовал равенство людей перед лицом жизненных невзгод, непротивление злу, смирение перед насилием.

Архитектура и скульптура

 

Появление буддизма повлекло широкое строительство храмов, посвященных Будде. Сам образ Будды в ранних буддийских памятниках воспроизводился только через ряд символов - колесо закона /знак поворотного момента в его сознании/, ланей, слушающих его проповедь, слонов, поклоняющихся дереву, под которым он предавался раздумьям и т.д.

Основными буддийскими сооружениями были ступы - мемориальные памятники в честь деяний Будды, хранящие священные реликвии, столбы-стамбхи, накоторых высекались буддийские проповеди, и скальные храмы, символизировавшие отшельническую жизнь Будды в пещере.

Ступа представляла собой грандиозный полусферический земляной холм, облицованный кирпичом или камнем. Поставленный на высоком барабане, он завершался реликварием /хранилище религиозных реликвий/ и священными дисками. Пластичность каменной массы особенно ощутима в ступе в Санчи /3 - 1 вв. до н.э./. Тяжелая и грузная, облицованная камнем, насчитывающая в основании 32,3 м, ступа напоминает огромную перевернутую чашу, что отражало представления о красоте мира в Древней Индии.

Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная по типу сельской ограды, имела четверо ворот, покрытых скульптурами. Духи плодородия, изображенные в виде юных девушек - якшинь, крепкие и упругие тела которых словно напоены земными соками, качаются на ветвях, выточенных из камня в боковых частях ворот. Их жизнерадостность связана еще со светлым жизнеутверждением лирики «Вед».

В рельефах изображались и герои «Махабхараты», и более древние божества и сцены, связанные с сюжетами буддийских легенд.

Великолепны по мастерству обработки камня столбы - стамбхи, увенчанные капителями с изображением львов / лев - один из символов Будцы/.Наиболее знаменита созданная в 3 в до н.э. капитель Сарматского стамбха, изображающая четырех львов, которые соединены спинами и несут на себе буддийское колесо закона. Их упругие тела покоятся на круглом барабане с изображением священных животных - знаков стран света. Гладко отполированная, законченная в каждой детали, капитель внушительностью и мощью форм как бы утверждала идею могущества буддизма и всего государства. Не случайно сейчас она стала символом индийского государства.

Буддийские скальные храмы высекались в глубине скал и объединялись подчас в большие комплексы. Основными сооружениями были квадратные залы - вихара, за которыми в толще каменной глыбы располагались кельи монахов и храмы - чайтьи. Один из самых красивых древнеиндийских пещерных храмов - чайтья в Карли /1 в. до н.э. - 1 в. н.э./. Ее пол и колонны, отполированные до блеска, отражали неяркий дневной свет, проникающий сквозь световое окно над дверью, или мерцающие огни светильников.

В 1 - 3 вв. н.э., когда север Индии был завоеван кушанами, пришедшими из Средней Азии, завязались широкие торговые и культурные связи между востоком и западным миром. Впервые сложился образ Будды, в котором проявились эллинистические влияния. Яснее всего они видны в произведениях области Гандхары /нынешняя территория Пенджаба и Афганистана/, где после завоеваний Александра Македонского жили греки. Именно в Гандхаре сложились те иконографические черты и образы, которые получили в дальнейшем широкое распространение в Юго-Восточной Азии и странах Дальнего Востока.

Новым явилось изображение Будды в образе идеально прекрасного человека, пребывающего в состоянии возвышенного покоя и самоуглубления.

В скульптуре Гандхары органически слились одухотворенность и гармония древнегреческой пластики с полнокровностью и чувственностью индийских божеств. Прототипами стоящих фигур Будды были греко-римские скульптуры, закутанные в гиматии, а поза сидящего Будды со скрещенными ногами и пятками, вывернутыми наружу, равно как и жесты поучения «мудра» были местными. Были разработаны сложные иконографические каноны изображения Будды и его учеников: длинные мочки ушей - знак благородного происхождения, бугор мудрости на лбу, точно определенные позы и жесты. Гандхарская школа обогатила индийское искусство, привнеся в него одухотворенность и мягкость.

Последнее крупное объединение Индии рабовладельческого периода произошло в 4 - 5 вв. н.э. /320-450 гг. н.э./ под властью династии Гуптов, образовавшей мощное государство в долинах Инда и Ганга. Этот период ознаменовал переходный этап к феодальным отношениям, к еще более жестокой кастовой системе. Вместе с тем объединение страны и долгий мир повлекли за собой новый подъем в литературе и искусстве и определили их однородность.

Именно в этот период были созданы самые замечательные росписи пещер храмов Аджанты /2 в. до н.э. - 7 в. н.э./, вырубленных в толще скал над живописной долиной реки Вагхора /провинция Бомбей/. Это был своеобразный монастырь-университет, где жили и обучались монахи. Многочисленные I статуи Будды и его учеников заполняют все углубления стен. Но кроме 'буддийских образов, в храмах встречаются и более древние сказочные божества. Это возникающие из мрака пещер гибкие, как лианы, красавицы, таинственные духи природы, могущественный змеиный царь в тяжелом ореоле из семи кобр, богини-змеи.

Внутренние помещения пещер Аджанты, их стены и потолки покрыты монументальными росписями, в которых воплотились человеческие переживания и разнообразные события из мира вымысла и действительности, легенды из жизни Будды, города с удивительными зданиями. На потолках изображены птицы, нежные и яркие цветы среди сочной зелени трав. Боги, люди и звери - все проникнуто поэзией, человечностью и любовью к природе.

Обогатившись духовной красотой античных образов, индийское искусство органически соединило ее с чувственной прелестью и пластическим совершенством древней пластики. Период истории Древней Индии явился важным этапом в формировании основных образов и эстетических принципов ее изобразительного искусства и литературы.