Анри Матисс

Матисс Анри Эмиль Бенуа (1869-1954) – французский живописец, скульптор, декоратор, рисовальщик, один из лидеров фовизма.

Анри Матисс родился на севере Франции в семье хлеботорговца. Получил юридическое образование, некоторое время работал адвокатом, но вскоре оставил нелюбимую работу и посвятил свою жизнь живописи.

Обучался живописи у салонного художника А.В.Буро, работал в школе изящных искусств в мастерской Г.Моро. Моро восхищался своим учеником, особенно, его, поражало умение Матисса соединять цвета в своих работах. Чувство цвета у него было развито на интуитивном уровне, он мастерски сочетал основные цвета и их оттенки.

Матисс изучал творчество великих мастеров живописи, писал копии произведений Гойи, Шардена, Коро и других признанных мэтров. Особенное влияние на его творчество оказали работы импрессионистов и постимпрессионистов – Мане, Писсаро, Ренуара и Сезана. Поэтому не удивительно, что в своих первых работах он подражал их стилю.

В 1902 -1904 гг. манера письма и стиль художника сильно меняются. Колорит стал более насыщенным и светлым. Он мечтает создать свое направление в искусстве, поэтому много экспериментирует в поисках своего колористического решения. Использует различные манеры письма. Несколько его ранних работ выполнено с использованием точечной манеры письма(«Вид Коллиура»(1906). Но в отличие от других мастеров, работающих в этой манере, он клал на полотно неровные мазки, создающие ощущение наслаждения жизнью. Этот период его творчества является переходным от импрессионизма к фовизму. Итогом поисков стало то, что он создал новый плоскостно-декоративный стиль. Основы этого стиля таковы: использование контурных линий, некоторая нежность цветовой гаммы, насыщенные яркие тона для передачи эмоций. Этот стиль виден в произведениях Матисса «Танец»(1910), «Музыка»(1910), «Мастерская художника»(1911). К 1915 г. Матисс уже сложился как художник фовист.

На начальном этапе творчества для произведений Матисса характерны безмятежность и покой. Он работает в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета. После поездки в Алжир в 1910г. В произведениях мастера наряду с реальными стали появляться фантастические черты («Мастерская художника»). После поездки по Италии он пишет картину «Госпожа Матисс в манильской шали»(1911), где уже в полной мере показана экзотика и необычный колорит.

Первая мировая война сказалась негативно на его настроении, что нашло отражение в го творчестве. В своих работах этого периода он использует темную гамму цветов, геометрические формы, пытаясь вылить свою депрессию. К этому периоду творчества относятся его работы – «Вид на Нотр-Дам»(1914), «Балконная дверь в Коллуоре» (1914). С окончанием войны изменился и его эмоциональный настрой. От его полотен начинает веять радостью и эмоциональной приподнятостью, они стали ярче и светлее по колориту.

В начале 20-х гг. в творчестве Матисса наступает восточный период. Он создает ряд произведений с изображением восточных танцовщиц на фоне ярких ковров.

В 30-х гг. в работах мастера всё большее место начинает занимать графика. Некоторые предметы изображаются одним мазком, скользящей линией, намеком, это делает его работы ещё более легкими и воздушными («Розовая обнаженная» 1935 г.). В 1940 г. Матисс пишет натюрморты с букетами цветов, фруктами, с видом на сад из распахнутого окна («Красный интерьер, натюрморт на голубом столе»1947 г.). К этому же периоду относятся светлые и лирические работы с изображениями девушек («Молчание в домах» 1947г, «Две девушки. Коралловый фон, голубой сад» 1947 г.).

С1948 по 1953 гг. Анри Матисс участвует в росписи католического храма в г.Ванс. Это была его последняя работа. Здесь он выполнил панно над входом в храм с изображением святого Доминика и Девы Марии, а так же фрески о Страшном суде. По мнению искусствоведов роспись храма стала вершиной в творчества великого художника.

Анри Матисс разработал свой собственный стиль в искусстве, который отличался лаконичностью и гибкостью линий, сочетание ярких контрастов и ровного колорита больших масс, что делало его полотна чувственными и выразительными. В поисках естественной гармонии художник пришел к своеобразному виденью окружающей действительности и выразил это в живописи. Своим творчеством он внес огромный вклад в изобразительное искусство.

Анри Матисс - Вид Коллиура - 1906 г. Анри Матисс - Мастерская художника - 1911 г. Анри Матисс - Розовая обнаженная - 1935 г.


 

Морис Вламинк

Морис Вламинк (1876-1958) – французский живописец, график, писатель, представитель фовизма. Вламинк родился в музыкальной, но бедной семье. С юных лет он был вынужден работать и по этому не получил художественного образования.

С 1892 г. Морис Вламинк начал заниматься живописью. Вскоре познакомился с творчеством Ван Гога, которое оказало большое влияние на его ранний стиль. Сначала художник работает в импрессионисткой манере, но уже в этот период он показывает свое индивидуальное виденье натуры выражающееся четкой прорисовкой контура и насыщенными красками. Примером работ данного периода является картина «Набережная в Булоне 1900 г.

В результате знакомства с А.Матиссом и Ж.Руо, Вламинк увлекся фовизмом. Именно это течение в полной мере соответствовало его темпераменту. В картинах этого периода у Вламинка можно увидеть яростное звучание цветов в напряжонно-кнтрастном колорите, динамизм, преобразование перспективного построения в декоративные плоскости («Цирк»1906 г. «Красные деревья» 1906 г.).

В 1908 г. в творчестве Вламинка намечается новый поворот – сказалось виляние творчества художника пост-импрессиониста Поля Сезана. Это выразилось в изменении колорита картин, в которых появляется больше холодных оттенков, палитра стала более суровой и сдержанной. Манера письма стала лихорадочной, разрушающей форму предметов, что передает тревожное внутреннее состояние художника («В Шату», «Городок Сюрен»1909). Позже в 1911 году, в его работах появляются романтические черты.

Некоторое время художник занимался кубизмом, но после безуспешных поисков, разочаровавшись в новом направлении, остановил свой выбор на пластичном изображении пейзажных композиций.

В 1923 г. Он купил дом в местечке Турильер и прожил там до конца жизни. Пейзажи, которые он здесь писал, овеяны таинственностью и чувством тревоги. Сумеречные дали, глухие стены домов, предгрозовое небо, изображались яркими красками в сочетании с темными мрачными тонами. К этому периоду относятся работы: «Хижины»(1925), «Дорога»(1926), «Гроза над хлебным полем» (1946).Творчество фовиста Мориса Вламинка стало важным вкладом в живопись 20 века.

Морис Вламинк - Вид на Сену - 1906 г.