Определения по культурологии
Прогресс – означает развитие людей и человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию
Уровень культуры – показатель достигнутой высоты ее реального развития.
Ценность – особая, позитивная значимость явлений в жизни конкретного человека, социальной группы, общества.
Оценка – субъективное представление о ценности или не ценности чего-либо.
Ценность культуры – особая положительная значимость чего-либо в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.
Культурный артефакт – любой объект, в котором воплощены ценности культуры, культурные смыслы.
Культурная норма – стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном.
Идеал – совершенный образ явления, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности, образец объекта, который максимально, совершенно отвечал бы потребностям человека.
Экология культуры – учение о необходимости воплощения ее ценностей в реальных отношениях человека и общества с культурой и природой.
Право – очевидное достижение цивилизации.
Искусство – особая сфера человеческой деятельности, целенаправленная, осознанная в своем значении специализированная художественная активность, ее результаты и их восприятие.
Западные общества – экономически развитые социумы, сформированные в соответствии с концептуальной моделью гражданского общества, в котором главенствуют либерально-демократические ценности и права человека, а граждане осуществляют свободный выбор в сферах религии, политики и культуры, контролируя деятельность правительственных организаций и бизнеса через сеть добровольных и независимых общественных объединений.
Незападные общества– все остальные типы социальных умов, продолжающих воспроизводить традиционные экономические, политические, религиозные способы регулирования общественных отношений и соответственно тяготеющие к экономической, научно-технической, социальной и культурной модернизации.
Примордиальный подход к определению общества– направлен на поиск объективной основы этнического разнообразия в природе или общественной жизни и культуре.
Алармизм– повышенная социальная тревожность.
Субкультура– крупная составная часть целостных локальных культур, отличающихся определенной местной спецификой тех или иных черт. Это лишь отклонение от основного пути развития культуры, которое не ставит своей целью переделку господствующей культуры, а лишь по-своему приспосабливается к ней.
Социокультурная адаптация– процесс освоения традиций, норм, обычаев, ценностей. Вхождение в другую культуру.
Аккультурация– процесс взаимного влияния разных культур, при котором один народ усваивает ряд черт, форм культуры другого народа.
Антиномичность– противоречие между 2-мя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.
Антропогенез – процесс возникновения и происхождения физического типа человека.
Антропоморфизм – уподобление человеку. Наделение человеческими свойствами предметов, явлений, существ и прочего.
Архетип – прообраз, изначальный, первоначальный образ. Составляет основу общечеловеческой символики, проявляется в устойчивых мотивах фантазий, сновидений, верований, произведений литературы и искусства.
Ассимиляция – слияние одного народа с другим, с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.
Высокая культура – создается профессионалами в области культурного творчества. Как правило, имена этих людей известны, а их произведения искусства навсегда остаются в памяти потомков.
Элитарная культура - связана с деятельностью верхушки общества – родовой аристократии, политическими лидерами, крупными бизнесменами. Сегодня к элите относят и творческую интеллигенцию (деятели искусства и науки), создающие новые ценности культуры.
Массовая культура – это культура повседневной жизни, представленная большей частью общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации. Ее содержание составляет продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, туризм, спорт и пр.
Демократическая культура – связана с деятельностью основной массы населения, которая непосредственно производит материальные блага для людей и работает в сфере обслуживания.
Динамика культуры – поступательное движение культуры, переходы от одного состояния к другому, возникновение качественно новых форм культуры. Термин «динамика» близок по значению к термину «развитие».
Культурная доминанта - главенствующий признак, основная идея, главенствующая составляющая социокультурных процессов.
Духовная культура – это мир идей, связанных с существованием человека в мире; это продукт духовного производства и именно она пробуждает и развивает в человеке личность.
Культурная закономерность- объективно существующая, устойчивая и повторяющаяся связь явлений культуры, ступеней культурного процесса, в которой проявляется движение культуры.
Культурная идентификация- отождествление друг друга и себя с определенной культурной категорией, социальными символами, ценностями, нормами и т.п.
Изобретение– это новая комбинация известных культурных элементов или комплексов (новые технологии).
Инкультурация- процесс усвоения индивидом традиций, обычаев, норм, ценностей культуры, к которой он принадлежит.
Культурный институт- исторически сложившийся, устойчивый комплекс норм, принципов, ценностей, установок и т.п., обеспечивающих упорядочение, регулирование отношений между людьми.
Контркультура– это такие социокультурные установки, которые противостоят фундаментальным принципам, лежащих в основе той или иной культуры.
Корневая культура – это результат народного творчества, вырастает из повседневной трудовой деятельности и обыденной жизни. Ее важной чертой является то, что она анонимна, отсутствует автор.
Культурная диффузия – это взаимное проникновение отдельных элементов культуры или целых ее комплексов.
Культурная идентичность – это принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом.
Культурная черта - аналитическая единица культурологии, обозначающая устойчивую совокупность отдельных представлений, отношений, действий, традиционных для данной культуры.
Культурное заимствование – это использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах.
Культурное наследие – это сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт.
Культурные универсалии - черты, нормы, ценности, традиции и т.п., присущие всем человеческим культурам.
Культурный код эпохи - система символических смыслообразующих знаков, концептуально выражающая основные характеристики культурной эпохи.
Культурный образец - то же, что паттерн культурный - принятые в определенной культуре образцы и стереотипы поведения, стандарты и идеалы, ценности, парадигмы.
Культурный процесс – это изменение во времени культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействий между людьми и их социальными группами.
Культурогенез - процесс зарождения и развития материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.
Материальная культура – это мир вещей, созданных или преобразованных человеком.
Ментальность - характерный для личности или социальной группы, общества способ мышления.
Модернизация – это сложный и противоречивый социокультурный процесс, в ходе которого формируются институты и структура современного общества и культуры.
Морфология культуры – это раздел культурологии, имеющий своим предметом изучения типичные формы культуры, характеризующие ее внутреннее «строение» как целостность.
Открытие – это получение новых знаний о мире (научные открытия).
Семь свободных искусств - система учебных дисциплин в средневековых школах и университетах, включавшая два цикла: 1) тривиум (грамматика, риторика и диалектика); 2) квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Синкретизм- слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние какого-либо явления культуры (например, на ранних стадиях развития человечества, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга и составляли единое целое). Древний синкретизм был ранней формой эклектики, получившей распространение в новое и новейшее время.
Социализация– это процесс становления индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная к обществу.
Социогенез- процесс формирования человека как общественного существа, создающего культурные ценности.
Социокультурная динамика– это те изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил.
Культурная традиция– коллективная память, инициативно отбирающая и закрепляющая в опыте поколений именно то, что позволило этносу или нации пройти сквозь историю и сохранить свою идентичность.
Учреждение культуры- общественная или государственная организация, ведающая какой-либо областью культурной деятельности, культурной информации или социокультурной активности.
Эсхатология– учение о неизбежности конца мира и божественного суда над человеком. Всегда занимало значительное место в христианском мировоззрении.
Инициация – обряд посвящения.
Модальная личность – обобщенный образ или имидж человека в его принадлежности к определенной национальной культуре.
Статусная личность – спектр социальных ролей, которые предписывают человеку определенный тип поведения.
Идеальная личность – комплекс позитивных черт, которые рассматриваются обществом как наиболее ценные и перспективные.
Культурная идентичность – отождествление личности с культурной традицией, с культурой общества.
Диффузионизм – научное направление, объединившее ряд сходных школ, которые противопоставляли себя эволюционизму.
Межкультурная коммуникация – процесс взаимодействия между субъектами культурной активности, при котором происходит обмен культурной информаций, ее передача с помощью принятых в культуре знаковых систем, а также трансляция приемов и средств их использования.
Диалог культур– особый вид межкультурной коммуникации, когда при взаимодействии между культурами, обмене информацией каждая из взаимодействующих культур стремится понять другую.
Этикет– форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Повседневность– то, что регулярно повторяется в жизни человека и человеческих сообществ изо дня в день.
Культура повседневности– реализация культуры, ее ценностей, ценностных смыслов в каждодневном бытии человека или сообщества людей.
Знак– предмет или явление, представляющие другой предмет или явление.
Синтактика– синтаксис, структура знаковых систем.
Семантика– смысл, интерпретация знаков.
Прагматика– восприятие системы знаков.
Код– совокупность знаков и правил, по которым информация представлена для хранения и передачи.
Окулесика– изучение языка глаз и визуального поведения людей при их взаимодействии.
Ольфакция– изучение языка запахов, смысла, передаваемого с помощью запахов и их роль в коммуникации.
Гастика – изучение знаковых и коммуникативных функций пиши и напитков, приемов пиши, культурных и коммуникативных функций снадобий и угощений.
Гаптика – изучение касаний в коммуникации людей, их формы, смыслы и функции.
Кинесика – язык жестов.
Просемика – изучение пространства коммуникации.
Параленгвистика – изучение влияния на речь социальных статусов, культурных и национально-этнических особенностей.
Структура – единство элементов явления и их связей между собой.
Диагноз культуры – важный момент культурологических исследований, характеризующих их применимость на практике.
Культурологическая диагностика - важный инструмент в воспитании и подборе кадров, формировании необходимых для успешной работы специалистов, ответственных и преданных делу.
Антикультура – совокупность явлений, в той или иной мере направленных против культуры, на ее уничтожение, разрушение, сведение к низшему уровню, духовному опустошению.
Бескультурье – реализация культурности человека или социальной группы на предельно низком уровне.
Культурная глобализация – процесс нарастания взаимосвязи и взаимодействий культур, протекающих во всемирном масштабе.
Культурный хронотоп – единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем.
Эпистема – обозначение устойчивых блоков понятий и принципов философского знания.
Общенаучные методы – те, которые используются в науке вне зависимости от профиля дисциплины.
Структурный метод – направлен на то, чтобы узнать внутреннее строение изучаемого объекта, подробнее рассмотреть все элементы и связи внутри объекта, выявить определенные их взаимозависимости.
Функциональный метод – заключается в рассмотрении культуры как системы, структурные элементы которой выполняют определенные функции в жизни общества и функционально связаны между собой.
Системный метод – основан на том, что культура и любые культурные феномены могут быть рассмотрены в качестве систем.
Метод индукции – суть заключается в том, чтобы собрать все относящиеся к искомому облику и содержанию культуры факты, подвергнуть их внимательному изучению, выявить по возможности взаимные связи между отдельными фактами и на этой основе гипотетически восстановить облик и содержание малоизвестной культуры.
Метод дедукции – основан на принципах рассуждения по правилам логики – последовательных логически связанных друг с другом суждений.
Аксиоматический метод – для начального этапа умозаключений в культурологии основанием являются указания на элементы культуры, отдельные сведения о культуре, что позволяет устанавливать связь между разрозненными элементами, заполнять отсутствующие связи или отношения логически выделенными выдвигаемыми гипотезами. Эти гипотезы и утверждения по мере поступления новых гипотез и постулатов будут корректироваться или замещаться постепенно открывающимися более убедительными положениями.
Метод реконструкции – один из вариантов аксиоматического метода. Его особенность в том, что исследователь в данном случае добивается максимального приближения к утраченному облику и содержанию культуры, но вместе с тем не достигает полного соответствия.
Метод осевой направленности – предполагает, что исследователь в изучении исторического процесса выделит определенный вектор, рассматривая только те факты, которые выстраиваются один за другим наподобие цепочки причины и следствия.
Метод мозаичных реконструкций – сугубо культурологический метод, который применяется в случае близости, сходности культурных явлений, однако не обнаруживающих внутренней связи между собой.
Генетический метод – его специализация связана с изучением возникновения, исходных точек, первичных форм развития как идеальных, так и материальных объектов.
Герменевтические процедуры – приемы истолкования культуры, понимаемых как тексты, т.е. особые системы знаков.
Культурологические школы: Общественно-историческая школа; Натуралистическая школа; Социологическая школа; Символическая школа; Антропологическая школа.
Общественно-историческая школа (Шпенглер, Тойнби) – рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых представляется в виде некоего «организма», спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему «организмов». При этом существование общечеловеческой преемственности в культуре отрицается. Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию, переходит от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою, от души к интеллекту, от героических «деяний» к утиитарной работе. Позднее несколько пересматриваются эти взгляды, и приходят к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом), суть ветви одного человеческого «древа истории». Все они имеют тенденцию к единству, и каждая из них - его частица. Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре.
Натуралистическая школа (Фрейд, Юнг, Лоренц, Малиновский) – Натуралистическая школа в культурологии стремится подчеркнуть биологическую обусловленность человеческого поведения, деятельности и ее продуктов. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснить культуру, отталкиваясь от природы человека как биопсихологического существа, и недооценивая принципиальные различия, отличающие его от животного. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. С натуралистической школой в культурологии смыкается и широко известный социальный дарвинизм, переносящий законы борьбы за существование и «право сильного» на человеческое общество. Помимо биологии, еще две науки, появившиеся в XX в., сыграли заметную роль в формировании натуралистической школы - фрейдизм и этология (наука о поведении животных, созданная К. Лоренцом и его коллегами, а которую они получили в 1973г. Нобелевскую премию). К натуралистической школе примыкает и так называемая «функциональная теория культуры», созданная Б. Малиновским.
Социологическая школа(Элиот, Сорокин, Вебер, Парсонс) - Социологическая школа объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в историческом или «естественном» развитии человеческого духа. Не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре внимания этого направления находится само общество, его структура и социальные институты.
Структурно-функионально направление (Парсонс) - все духовные и материальные достижения людей, которые мы объединяем понятием культура, являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и собственно культурной. В основе первой и более низкой из них - социальной - лежат совместные действия людей, движимых целями биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Для второй, более высокой, культурной системы, которая уже лишена биологической обусловленности и по отношению к социальной является направляющей и регулирующей, характерными являются следующие черты - символичность, нормативность и известная иррациональность и независимость действий человека от диктата окружающей среды. Культура, таким образом, предстает перед нами как сложная система символов и норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования.
Символическая школа(Соссюр, Кассирер, Леви-Стросс) - Символическая школа является одной из самых молодых и самых влиятельных современных научных школ, сложившаяся в результате развития средств массовой информации. По мнению некоторых философов и социологов, в современном мире на смену НТР придет так называемая «информационная революция». По мнению последователей данной школы у истоков человеческой культуры лежит свойственная лишь человеку способность создавать знаки и символы окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве. Такому взгляду способствовали и развитие семиотики, информатики и кибернетики, изучающих общие законы оформления, получения, хранения, переработки и передачи информации. Через эти отрасли знания культурология получила прямой выход в мир техники и создания искусственного интеллекта.
Антропологическая школа (Тейлор, Ланг, Фрейзер, Сумцов, Кирпичников, Веселовский) - сложилась в Великобритании в 1860-е гг. Она объясняла сходство материальной и духовной культуры. В том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры. Доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Эта школа была более прогрессивной, нежели мифологическая и миграционная школы. Она вышла за рамки изучения культуры родственных и связанных между собой народов, сделала важные обобщения особенностей культуры народов мира. Представители А.Ш. пришли к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры и что последующие ее периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих. Но она не могла дать объяснение сходству сюжетов, так как отрывала творчество народов от их социально-экономического развития и конкретной истории.