Биография

Лев Михайлович родился 2 [15] января 1902 года в Санкт-Петербурге. Отец — Павел Дауге (Пауль Георгиевич Дауге), врач-стоматолог, видный общественный деятель, соратник Ленина, первый нарком просвещения Латвии[2].

В связи с революционной работой и семейными обстоятельствами Павел Дауге передал старшего сына на воспитание семье Рейснеров, с которыми давно дружил. Поэтому Лев получил фамилию Рейснер и отчество отчима, Михаила Андреевича Рейснера[2].

Сводной сестрой Льва Михайловича стала Лариса Рейснер, известная революционерка, писательница, комиссар Морского Генерального Штаба[2].

Связи Ларисы Рейснер с Троцким, возможно, повлияли на судьбу Льва Михайловича Рейснера во время репрессий 1937 года.

В 1918 году Лев Михайлович окончил Пехотные курсы красных офицеров, в 1924 году военно-морское училище (будущее, с 1926 года, Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе), в 1926 году ПК СКУКС (Специальные курсы усовершенствования командного состава).

В 1919—1920 годах служил помощником начальника дивизиона дозорных судов и командиром группы истребителей на Каспийском море и на Волге. Позже вахтенным начальником на линкоре «Марат».

Печатался в советских журналах[3].

В 1929—1931 годах был помощником командира подводной лодки Д-1 «Декабрист».

В 1932—1933 годах командир подводной лодки «Пантера», в это время под его началом служил будущий известный командир-подводник П. Д. Грищенко.

В 1933—1937 годах командир подводной лодки Д-2 «Народоволец». В 1933 году под его командованием Д-2 в составе ЭОН-1 совершила переход только что построенным Беломорско-Балтийским каналом из Кронштадта в Мурманск, где вместе с Д-1 «Декабрист», эсминцами «Урицкий» и «Рыков» и сторожевыми кораблями «Смерч» и «Ураган» составила Северную военную флотилию, которая положила начало Северному флоту СССР. В 1935 году командовал Д-2 во время подлёдного похода (Баренцево море), за этот поход награждён орденом Ленина[4].

В 1937 году принял командование одной из строящихся подводных лодок типа «К».

Уволен из РККФ 16 августа 1937 года. Арестован в декабре 1937 года. Приговор Военного трибунала Северного Флота 6 мая 1941 года, обвинён по статье 58-6 и 58-10 УК РСФСР на 15 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах. Скончался в заключении в ноябре 1941 года. Реабилитирован Верховным судом СССР 29 февраля 1968 года.

 

Алекса́ндр Серафимо́вич (настоящая фамилия — Попо́в; 1863 — 1949) — русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член РКП(б) с 1918 года.

Биография[править | править исходный текст]

Могила Серафимовича на Новодевичьем кладбище.

Родился 7 (19) января 1863 года в станице Нижнекурмоярской (ныне Цимлянского района Ростовской области). Отец — донской казак, служил военным чиновником. Поступив в Петербургский университет, на физико-математический факультет, Александр Попов попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом. За участие в революционном движении (вместе с А. И. Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III А. Попов был арестован и выслан в Архангельскую губернию. Во время ссылки написал в Пинеге свой первый рассказ «На льдине» по псевдонимом Серафимович («Русские ведомости», 1889). По окончании ссылки А. Серафимович жил на Дону под надзором полиции, продолжая свою литературную деятельность.

В 1902 году переселился в Москву, стал участником литературной группы «Среда».

Во время мировой войны Серафимович — на фронте, корреспондент «Русских ведомостей».

В 1918 году вступил в партию большевиков, возглавлял литературный отдел газеты «Известия».

С ноября 1926 по август 1929 года был главным редактором журнала «Октябрь». В 1934 году выбран в состав Президиума правления СП СССР.

Умер 19 января 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

 

 

Дми́трий Андре́евич Фу́рманов (26 октября (7 ноября) 1891 — 15 марта, 1926) — советский писатель-прозаик, революционер, военный и политический деятель. Настоящая фамилия Фурман. Позднее стал подписываться как Фурманов. В первых изданиях его книги «Чапаев» значился как Д. А. Фурман.

 

Биография[править | править исходный текст]

Молодость[править | править исходный текст]

В дни своей юности Фурманов учился в Кинешемском реальном училище. И хотя он прожил в Кинешме всего около трёх лет (1909—1912), они были важными для формирования его мировоззрения и становления характера. Именно в реальном училище Дмитрий Фурманов окончательно решил посвятить свою жизнь литературе. После его окончания в августе 1912 года он поступает в Московский университет на филологический факультет, который окончил в 1915 году, но экзаменов не сдавал. Принял участие в Первой мировой войне в качестве брата милосердия РОКК, в чине прапорщика. В санитарном поезде познакомился с сестрой милосердия Анной Стешенко и женился на ней.

Революция и Гражданская война[править | править исходный текст]

Весной 1917 г. примкнул к эсерам-максималистам, затем перешел к анархистам. Выдвинулся во время корниловского выступления (август 1917), когда стал секретарем штаба революционных организаций Иваново-Вознесенска. С сентября заместитель председателя местного Совета, поддержал октябрьский переворот, причём приказал арестовать бастовавших почтово-телеграфных служащих. Летом 1918 г. вступил в РКП(б). Во главе красногвардейского отряда принимал участие в подавлении Ярославского восстания. В это время сближается с М.В.Фрунзе, бывшим тогда в Иваново-Вознесенске председателем губкома РКП(б) и военным комиссаромИваново-Вознесенской губернии. Осенью 1918 г. становится секретарем Иваново-Вознесенского окружкома РКП(б). Одновременно по поручению Фрунзе, ставшего уже комиссаром Ярославского военного округа, руководит пропагандой среди военных частей округа. В начале 1919 г. когда Фрунзе был назначен командующим 4-й армией Восточного фронта, также отправляется в качестве политработника на Восточный фронт, с 25 марта комиссар 25-й стрелковой дивизии, которой командовал В.И.Чапаев. 30 июня 1919 г. из-за конфликта с Чапаевым (на почве ревности: у Чапаева возник роман с женой Фурманова Анной Стешенко[1][2].) переведен из дивизии в Туркестан. С августа 1919 по сентябрь 1920 начальник политического управления Туркестанского фронта, с конца 1919 — уполномоченный РВСР в Семиречье. 12-19 июня 1920 во время восстания в гарнизоне г. Верного (Алма-Аты) сыграл ключевую роль в ликвидации восстания: Фурманов вел с повстанцами переговоры, затягивая время, пока не подошли верные части (этот эпизод описан им в романе "Мятеж"). С августа 1920 на Кубани, комиссар десантного отряда Е. И. Ковтюха, начальник политического управления IX-й Кубанской армии. Участвовал в боях против Улагаевского десанта, был сильно контужен, награжден орденом Красного Знамени

После Гражданской войны. Писательская деятельность[править | править исходный текст]

В июне 1921 приезжает в Москву, работает в литературно-издательском отделе Политуправления Реввоенсовета, членом Высшего военно-редакционного совета; с ноября заведует редакцией журнала «Военная наука и революция» и одновременно завершает филологическое образование в Московском университете (окончил в 1924). С сентября 1923 в Госиздате — политредактор, затем редактор отдела современной художественной литературы.

Могила Фурманова на Новодевичьем кладбище.

В 1924—1925 — секретарь Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП). В 1926 году умер от менингита, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Видный советский военачальник генерал Хлебников, близкий друг и сослуживец Фурманова по Чапаевской дивизии так вспоминает об обстоятельствах его болезни и кончины:

Наши слушатели просили Дмитрия Андреевича написать о Фрунзе так, как написал он о Чапаеве. Он ответил, что и сам об этом думает. Действительно, Фурманов даже составил план будущей книги, но большего сделать не успел. Заболел ангиной, пустяковой, на его взгляд, болезнью, да не умел он себя беречь. С высокой температурой продолжал выступать на писательских собраниях, требуя выполнения решений ЦК партии по литературе, призывая очистить ряды писателей от двурушников, интриганов и склочников.

Ангина вызвала заражение крови. 15 марта 1926 года мне позвонили на службу, попросили срочно приехать к Фурмановым — Дмитрию Андреевичу стало совсем плохо. У постели Фурманова я застал несколько самых близких его друзей. Среди них была и сестра Владимира Ильича Ленина — Анна Ильинична Ульянова-Елизарова. Дмитрий был в бреду. Несколько часов спустя он скончался. «Золотой человек умер», — с глубокой болью сказала Анна Ильинична.

Вот ведь как случается в жизни: молодой, полный сил человек, прошел невредимым через сорок смертей, а погиб от болезни, на которую сначала и внимания не обратил.

Хлебников Н. М. Под грохот сотен батарей. — М.: Воениздат, 1974.

Наибольшую известность из литературного наследия Фурманова получил роман «Чапаев». В 1934 по материалам этой книги режиссёры братья Васильевы поставили одноимённый фильм, завоевавший в СССР огромную популярность.

 

 

24) Советский фельетон 30-х гг.

  Фельетон — малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором. История термина. Слово Ф. — французское (feuilleton — листок, листочек); в словарях XVIII ст. его еще не было. Термин Ф. возник в начале XIX в. В 1800 во Франции издатель газеты «Journal des Débats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в 1803 изменил формат своей газеты — удлинил его книзу, и вот эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться Ф. В дальнейшем термин Ф. получил двоякое значение: 1) литературный материал «подвала» газеты, 2) литературное произведение малой формы публицистически-злободневного характера, помещенное или в Ф. газеты, или в дополнительных частях журнала (обозрение, смесь). Именно в последнем значении этот термин закрепляется и получает очень широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России. Ф. в Западной Европе. Истоки жанра Ф. уходят в XVIII в. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона. В эпоху первой французской революции Ф. приобрел остро политический характер, принимая преимущественно форму памфлета. Дюмулен в газете «Révolutions de France et de Brabants», Марат в «L’ami du peuple», Гебер в «Père Duschene» в своих Ф. зло высмеивали монархию, короля, церковь, призывали народ к революционному действию. Аббат Жоффруа, реакционер, продолжил традиции Фрерона (в частности его вражду к Вольтеру) в Ф. «Journal des Débats». При Наполеоне и в эпоху Реставрации Ф., как и вся вообще печать, влачил жалкое существование: Ф. «Journal des Débats» и др. ставили своей целью развлекать поверхностным остроумием. В связи с подъемом общественного самосознания перед революцией 30-го года замечается с конца 20-х годов оживление в литературе вообще и, в частности, оживление Ф., уже более разнообразно оформляющегося. В «Journal des Débats» появился талантливый буржуазный фельетонист Жюль Жанен, ставший особенно известным как автор театральных рецензий. Наряду с Ф. — театральной рецензией развивается Ф. — музыкальная рецензия. Появился целый ряд других талантливых фельетонистов (Шарль Нодье, Денуайе, Жирарден и др.). В 30—40-х гг. широко культивируется бытовой фельетон в виде путевых записок. Но при известном разнообразии в жанровом оформлении франц. буржуазно-дворянский Ф. со стороны содержания имел поверхностный, «развлекательный» характер. Ф. мелкобуржуазной демократии, наоборот, отличались идейно-политической насыщенностью, сатирической заостренностью. Феликс Пиа, например, выступая против политической беспринципности фельетониста Жюля Жанена, пишет острый Ф. — памфлет «Mari Josef Chenier et le prince des critique». В 30-х гг. в качестве фельетониста «Библиотеки для чтения» выступил Сенковский. Особенной известностью пользовался его Ф. «Большой выход сатаны». Сенковский дал огромное количество Ф., написанных живо, хлестко, но неглубоких по содержанию. Это — или нападки на своих литературных врагов, или мелкая критика современных нравов. Беседа-диалог, письма, в особенности фантастические сны — форма фельетона Сенковского. Фельетоны Сенковского нередко заканчиваются нравоучениями охранительного характера: «первая обязанность словесности в обществе, — говорит Сенковский, — успокаивать умы», «не помогать политическим бредням» («Брамбеус и юная словесность»).

25) Общая характеристика журналистики XX века

Основные тенденции развития зарубежных СМИ в первой половине ХХ в.

1.Увеличение тиражей периодических изданий: к н20 века во Франции выходит 471 ежедневная газета, в Великобритании 247, в США более 2000, в Германии более 7000 газет и журналов разной периодичности.

2.Влияние прогресса полиграфии.

3. «массовые издания» в борьбе за читателя

Основные тенденции в СМИ ХХв.

1. Тематические издания.

2. Формирование газетно-промышленных концернов.

3. Структура СМИ разных стран в первой половине ХХв.

4. Социально экономическое положение стран Европы и Америки на кануне первой мировой войны. Политический, социально-экономический и духовный кризис.

Первая мировая война 28.06.14-11.11.18

Пресса в годы войны:

 Ухудшение экономического положение газет.

 Рост националистических настроений

 Пропагандистская направленность журналистики.

Введение цензуры во всех воюющих станах, запрет на ввоз печатных материалов из за границы, ограничение деятельности инф. агентств.

Американская периодическая печать в первой половине ХХ в.

 Социально экономическое положения в США начала ХХв событий первой мировой войны.

 Антигерманская пропаганда. Жестокий цензурный контроль «закон в шпионаже»

 Рост тиража ежедневных газет и еженедельников в плоть до экономического кризиса 1929-1939 «великая депрессия»

В начале XX века журналисты нередко подрабатывали рекламными агентами и помещали в газетах хвалебные материалы, написанные по заказу рекламодателей, без указания на сугубо коммерческий, заказной характер этих публикаций.

В 1923 г. Американское общество редакторов газет (ASNE), объединившее руководящих работников крупнейших газет, приняло «Каноны журналистики» – один из первых профессиональных кодексов, на десятилетия определивший рамки «правил игры» журналистов и периодических изданий США. В нем был впервые провозглашен принцип ответственности прессы и журналистов за благо общества, принципы правдивости, точности, беспристрастности, благопристойности и уважения к частной жизни людей. Ряд положений кодекса был явственно направлен против использования в газетной практике наиболее критикуемых приемов, свойственных «желтому журнализму».

В 1933 г. было образовано общенациональное профсоюзное объединение журналистов США – Газетная Гильдия, которая выступала за заключение коллективных контрактов с владельцами газет, проводила забастовки газетчиков и пр. Обычными требованиями Гильдии к работодателям в начальный период ее деятельности являлись: 20-долларовый минимум недельной зарплаты, 40-часовая рабочая неделя, оплата сверхурочной работы, предоставление трудового отпуска, выплата выходных пособий при увольнении.

В США расцвет сенсационной таблоидной прессы пришелся на двадцатые годы, после старта в 1919 г. в Нью-Йорке первого крупного таблоида «Illustrated Daily News», созданного Паттерсоном и Маккормиком (слово «Illustrated» впоследствии было исключено из названия этой газеты). Таблоид быстро превратился в самую высокотиражную газету: в 1930 г., несмотря на последствия экономического кризиса, он имел беспрецедентный тираж – полтора миллиона экземпляров.

Успех «Daily News» на газетном рынке побудил издателей-конкурентов внимательнее отнестись к английскому изобретению – таблоиду. В 1924 г. Херст внедряет на газетный рынок Нью-Йорка свой таблоид – «Daily Mirror», «позаимствовав» у английского прототипа не только издательскую модель, но и название. Несколькими месяцами спустя в конкурентную борьбу межу таблоидами вмешался издатель Макфадден, который предложил аудитории свою газету того же типа – «Daily Graphic».

Периодическая печать Великобритании в первой половине ХХ в

К 19 веку обостряется классовая борьба. Яркая форма протеста - стачка докеров (портовых рабочих). Очень громкие забастовки. Англияская печать становится «гибкой». «Таймс» сохраняет гробовое молчание, пишут на другие темы, например, о состоянии Лондонских кладбищ. Впоследствие начинают осторожно затрагивать и эту тему, выражая

18:29:22

сочувствие, успокаивали рабочих. Читали газету в основном буржуазные круги. Газета решила детально информировать буржуазию о стачках, до отчетов по минутам. Была одна социально-демократическая газета «Джаститс». Газета «Стар» - клубная газета за расширение избирательных прав, либерального толка, тираж - до 280 тыс. На рубеже веков возникла и желтая пресса. Первооткрыватель - торговец из Манчестера по имени Ньюнес, газета «Всякая всячина» (еженедельная). Братья Хармсворд создали журналы для отдельных социальных групп: посыльных, фабричных работников и домохозяек. Например, «Не забывай меня», но все это было низкопробной продукцией. «Ивнинг Ньюз» после ее перепродажи специализировалась на истори преступного мира. В 1896 г. выходит газета «Дэйли мэйл». Ее тираж составил 350 тысяч экземпляров, основные тематики - любовь, преступления, спорт, судебный процесс, светская хроника. Появляется печатная продукция промышленников. Популярна тема об английских королевских династиях. В то же время падает общий умственный уровень англичан..

Европейские периодические издания были дифференцированы по идейно-политическим признакам, образуя несколько крупных групп:

– монархическая пресса – сохраняла сильные позиции в основном до первой мировой войны, в итоге которой многие монархические режимы сменились республиканскими;

– христианско-клерикальные издания. К их числу относится, например, ватиканская газета «Osservatore Romano» («Римский обозреватель»);

– христианско-демократическая печать является рупором светских партий, опирающихся на идеологические установки христианской демократии – в том числе немецкие газеты «General Anzeiger» («Всеобщий вестник»), «Bayernkurier» («Баварский курьер»), итальянская «Popolo» («Народ») и другие издания;

– либеральная пресса представлена изданиями, многие из которых были созданы в период апогея политического движения либералов XIX в. – например, барселонская газета «La Vanguardia» («Авангард»), основанная в 1881 г.;

– социал-демократическая печать, представленная органами партий – членов Социалистического Интернационала;

– коммунистическая пресса, издаваемая компартиями, созданными после 1917 г. на базе левого крыла социалистических и социал-демократических партий;

– правонационалистические издания – органы прессы шовинистической или близкой к ней направленности – например, печать сторонников Де Голля во Франции до 1968 г. (газета «Le Parisien Libéré» – «Освобожденный парижанин» и др.);

– фашистская и неофашистская периодика – наиболее известными образцами такого рода прессы являлась печать германского рейха в период нахождения у власти нацистов;

– печать «экологических» партии и движений. Этот отряд прессы является относительно новым, так как массовые организации защитников окружающей среды («зеленых») сформировались в основном в 1970-е – 1980-е годы. В ряде западноевропейских стран «экологические» партии представлены в парламентах и в правительстве. Одной из наиболее влиятельных организаций такого рода является партия германских «зеленых». Стремясь к расширению своих рядов, немецкие экологисты в 1979 г. создали газету «Die Grünen» («Зеленые») и ряд других изданий. Действующая в условиях кризиса политической периодики в странах Европы пресса «зеленых» не имеет массовых тиражей.

Французская периодическая печать в первой половине XX века:

Франция = республика -> партии -> партийная система.

1920-е – забастовки и стачки в стране.

Основные тенденции:

1. Политизация печати (Люманите – крупнейшая политическая газета)

2. Крупнейшие издания: а) Информаицонные (Le Petit Journal, Le Petit Parisian, Le Matin, Le Journal); б) политические (Lecho de Paris, Le Croix, Le Temps, La Presse, LHumanite)

3. Дифференциация печати

4. Появление иллюстрированных издания, а также феминистических

5. Распространение парижских газет в провинции

6. Коммерциализация газет

Развитие прессы (1914-1939):

1. Сокращение объема и количества изданий в годы войны.

2. Контроль над прессой (можно публиковать только официальные

новости)

3. Появление «окопных» и пацифических изданий (в них – сатира, карикатуристы и т.п.)

4. Антикоммунистическая позиция крупнейших газет

5. Экономические трудности после войны

6. Изменение в структуре и верстке газет (появление рубрик): 7-8 колон + фото

7. Возникновение новых издательских концернов (Paris Soir – одна из крупнейших газет)

8. Развитие радиовещания (Эйфелева башня – одна из главных радиостанций; появление рекламы на радио).

9. Государственный контроль над радиовещанием.

10. Закрытие газет с началом оккупации.

11. Печать северной и южной зон – контроль немецкого командования

12. Подпольная печать Сопротивления (LHUMINITE – крупнейшая подпольная газета).

Птипаризьен, Матен – повысили тираж.

Окопные издания – БАЙОНЕТ, МО – антивоенные позиции.

Патриотические листки «Храбрец», Смех под взрывы», С ними будет покончено.

1914 год – одни газеты закрываются, другие – переправляются в другие города.

Газета «НУВОТАН» - Люшер – коллаборационистская пресса.

Агентство «Гавас» - разделение – рекламная сфера (нацисты), информаицонная часть (правительство).

Периодическая печать Германии в первой половине XX века.

Газета «Генераль-Анцайгер»

- Внепартийная газета;

- Для широких кругов читателей;

- Большое значение репортажам.

- Спортивная журналистика, судебные репортажи – Возищ Цайтунг – Пауль Шлезингер.

- 1933 год – авторитарная журналистика (управление прессы централизованно);

- ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЦЕНЗУРА.

- Информацию поставляло НЕМЕЦКОЕ БЮРО НОВОСТЕЙ.

- третий рейх (подчинение полит.целям правительства): классовая борьба, принцип лидерства, авторитарное государство, партия и политика интересов, еврейский вопрос, мировой еврейский заговор, большевистская опасность, расовый вопрос, церковь, нищета.

- Работник СМИ = ИНСТРУМЕНТ, а не человек.

- Зависимость журналистики от власти – авторитарная структура => фашизм.

- В 1914 году Германия вступила в Первую мировую войну, проигрыш в которой привёл к прекращению существования монархии и провозглашению республики => декларативная свобода слова.

- Ведущие издания: «Берлинер тагеблатт», «Берлинер Альгемайне Зейтунг», «Vossische Zeitung», «Dass Tagebuch» и др.

- 1920-е – комитеты по поддержке прессы + влияние промышленного капитала (черная металлургия) => свои газеты и журналы.

- Телеграфный союз, слияние мелких инф. служб. Инф. агентство Вольфа.

- 1933 год – Гитлер у власти

- В 1933-1945 гг. Германия проводила агрессивную экспансионистскую и реваншистскую политику, которая в 1939 году привела ко Второй мировой войне.

- Макс Аманн – руководитель печати.

1. Занимать пост редактора в СМИ могут только «истинные арийцы», член НСДАП + имущественный ценз => Около 1300 еврейских и «марксистских» журналистов потеряли работу.

2. Уничтожение партий => их изданий: закрыты или национализированы.

- Военная пропаганда.

- Геббельс занимался практическим воплощением идей Гитлера посредством газет, журналов, плакатов, радио, массовых собраний, выступлений.

- Основные методы: распространение фальшивых листовок в лагерях противника, распространение небылиц и ложных пророчеств, ореол мистической потусторонности, вездесущности, непогрешимости вокруг СМИ, подстраховка лживых сообщений правдивыми, подсовывание массовой аудитории грубейших событийных аналогии, облеченных в форму исторических ссылок.

Стратегия упрощения, удешевления и унификации продукции, массовых продаж, агрессивной рекламы. Исследователи выделяют два характерных признака такого подхода:

 Принцип простоты, сосредоточение всех усилий на немногих вопросах. Необходимо постоянно обращать на них внимание народа, чтобы они стали понятны любому.

 Принцип размаха и концентрации. Тотальное воздействие на народ, обеспечение единой реакции на события

Ведущие фашистские издания: «Штурмовик», «Дер ангриф» («Атака»), «Фёлькишер Беобахтер» ( «Народный обозреватель») – официозы.

 

26) Радио и ТВ как средство массовой пропаганды

Радио, телевидение и пpесса, за счет большей гибкости и шиpоты pаспpостpанения являются наиболее эффективным сpедством пpопаганды с точки зpения охвата шиpокой и pазнообpазной аудитоpии, а также пpоникновения в pазличные социальные гpуппы, котоpые по pазным пpичинам (геогpафическая недосягаемость, pазличие в языке и т.д.) остаются вне тpадиционных фоpм экологического обpазования и пpиpодоохpанной пpопаганды. Пpичем, согласно теоpии двухступенчатой коммуникации, идеи и знания сначала пеpеходят от сpедств массовой инфоpмации к лидеpам мнений, а от них уже к менее активным гpуппам населения.
Пpактика показывает, что наибольший пpопагандистский эффект имеет взаимодействие печати, pадио и телевидения. Сpеди сpедств массовой инфоpмации pадио стоит на втоpом месте по своей доступности и эффективности после газет. Явным пpеимуществом pадио является возможность пpослушивания его инфоpмации во вpемя дpугой, основной pаботы. Радио опеpативно пеpедает новости, pаспpостpаняя инфоpмацию в 3 pаза быстpее газет и в 12 pаз быстpее жуpналов.
Пpежде чем установить контакт с теле- или pадиоpедакцией, нужно уточнить кооpдинаты жуpналистов, ведущих интеpесующую вас пpогpамму. Затем, выйдя на них, вкpатце инфоpмиpовать о себе, своей оpганизации, теме, котоpая вас волнует. Пpи личной встpече дайте жуpналисту бpошюpу или инфоpмационный матеpиал о вашей оpганизации, покажите пленки, фотогpафии, дpугие документы о данной пpоблеме.
Чем лучше вы пpоинфоpмиpованы о пеpсонале pадио и телевидения, тем легче вам будет запустить свой матеpиал в эфиp. Лучше всего начинать ваши контакты с пpостой инфоpмации, котоpая будет подаваться в пеpедачах обьявлений и инфоpмации.
Если вы хотите установить обpатную связь с теле- и pадиослушателями, дайте ваш адpес, телефон повтоpите несколько pаз.
Пpимеpные ноpмы слов для обьявлений по радио и телевидению:

10 секунд - 20 слов

20 секунд - 50 слов

30 секунд - 75 слов

45 секунд - 110 слов

60 секунд - 150 слов

Иногда есть смысл самому подготовить текст, котоpый затем зачитает диктоp. Это пpоще, чем записываться самому. Если вас покpитиковала какая-либо оpганизация или особа, тpебуйте у pуководства пpогpаммы возможности ответить в то же эфиpное вpемя.
Известно, что люди с 7 часов утpа и до 17 в основном слушают pадио, а с 18 часов вечеpа - смотpят телевизоp. В связи с этим большое значение для эффективности pадиовыступления имеет удачный выбоp вpемени для пеpедач.
Так, отмечено, что с 6-00 до 9-00 слушают pадио семьи за завтpаком, а также люди, едущие на pаботу на автомобиле. С 9-00 до 16-00 - домохозяйки, многие из котоpых, занимаясь домашними делами, включают pадио. Hачиная с 16-00 pадио слушают люди, возвpащающиеся с pаботы на автомобилях, подpостки и молодые люди, слушающие подходящие для себя пpогpаммы.
Веpоятные для сотpудничества pедакции теле- и pадиопpогpамм: учебная, молодежная, инфоpмационно-пpопагандистская (в pазных теле- и pадиокомитетах названия этих пpогpамм могут быть немного изменены). Возможно пеpспективно создание своей экологической теле- pадиостудии, сьемка экологических клипов.
Значимый эффект достигается пpи сотpудничестве сpазу с несколькими pедакциями пpогpамм.
Методы pаботы с pедакциями: 1) подача интеpесных тем, котоpые теле- и pадиожуpналисты pазвивают сами или пpи вашем участии; 2) матеpиал записывается на магнитофон или видеокамеpу, а затем передаётся для использования в пеpедаче; 3) совместный выезд общественности и журналистов на место сьемки (записи); 4) пpоведение на pадио (телевидении) "круглого стола", телемоста.
Эффективность пpопагандистского воздействия зависит, наpяду с дpугими фактоpами, от комплексного, одновpеменного использования каналов массовой инфоpмации. К пpимеpу, с начала комплексной пpопагандистской кампании pассказывают несколько pаз (с дополнением новых деталей) по pадио. Затем в газетах. А основную каpтину можно пpедставить в телевизионной пеpедаче, сообщив и заpанее нацелив на ее пpосмотp аудитоpию.
Имеет смысл наладить тесную связь

 

27) СМИ в годы ВОВ

 

Более чем в два раза сократилось число даже центральных газет. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты, некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Значительно сократилось число местных изданий. Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканские, краевые и областные партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах. Двухполосными стали и районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск. Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо шести на четырех полосах.

Принятые меры позволили в значительной степени преодолеть трудности в организации печатной пропаганды. К концу 1942 г.: 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. На фронтах и в армии было немало газет на языках народов СССР.

Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага. В 1943–1944 гг. число республиканских, областных, городских, межрайонных газет и газет отдельных партизанских отрядов достигало трехсот названий. Из подпольных изданий наибольшей известностью пользовались газеты «За Советскую Украину», «Большевистская правда», «Витебский рабочий», «В бой за Родину!»; из партизанских – «Красный партизан», «Партизан Украины».

Кроме «Красной звезды» и «Красного флота», возникли еще две центральные военные газеты: «Сталинский сокол», «Красный сокол». Кроме того, Главное политическое Управление Советской Армии выпускало листок «Вести с Советской Родины», который постоянно информировал советских людей о положении на фронте и в тылу.

Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Особое значение имели журналы для отдельных родов войск. Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.

В связи с необходимостью более оперативной передачи событий, 24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро. В задачу ему вменялась оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран.

На заключительном этапе войны были созданы газеты для населения освобожденных государств, о чем свидетельствуют уже названия изданий – «Свободная Польша», «Венгерская газета».

В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро. В задачу Совинформбюро вменялась оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран. 25 июня в советской печати появилась первая сводка Совинформбюро, а всего за годы войны их было передано свыше 2,5 тысяч.

Фронтовые газеты стали выходить с самого начала войны. Объем– четыре полосы половинного формата центральной газеты, рассчитаны они были на бойцов, сержантов и младших офицеров. В 1942 г. издавалось 13 фронтовых газет (не только на русском языке).

Всего за годы Отечественной войны на всех фронтах выпускалось 64 газеты на языках народов СССР. Они были важнейшим средством укрепления боевой дружбы воинов Советской Армии, вставших на защиту своей многонациональной Родины, способствовали боевой выучке и овладению воинским мастерством.

В системе военной печати важное место занимали центральные издания. Всего в годы Великой Отечественной войны в Красной Армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Они были рассчитаны на средний и старший офицерский состав. Ведущей в советской военной прессе продолжала оставаться «Красная звезда», редакция которой с началом военных действий была укреплена новыми силами. В газету пришли и постоянно печатались крупнейшие советские писатели П. Павленко, А. Сурков, В. Гроссман, К. Симонов, А. Толстой, И. Эренбург и многие др. «Красная звезда», будучи органом Народного Комиссариата обороны, играла определенную роль в разработке и освещении важнейших вопросов тактики, оперативного искусства, организации взаимодействия родов войск, а также в помощи офицерским кадрам овладевать боевым опытом.

В Военно-морском флоте центральным органом была газета «Красный флот». В сентябре 1941 г. вышла газета для личного состава Военно-воздушных сил «Сталинский сокол», а в октябре 1942 г. «Красный сокол» – для личного состава авиации дальнего действия.

В годы Великой Отечественной войны в армии и на флоте выходило 20 журналов. Главное Политическое управление Советской Армии издавало «Агитатор и пропагандист Красной Армии», «Блокнот агитатора», литературно-художественные журналы «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация». Издавались журналы в каждом роде войск: «Артиллерийский журнал» «Журнал автобронетанковых войск», «Военно-инженерный журнал», «Связь Красной Армии» и др.

В общей сложности в 1943 г. для личного состава Вооруженных сил издавалось 128 ежедневных газет и 600 газет, периодичностью 3 раза в неделю.

К фронтовой печати тесно примыкает подпольная и партизанская пресса, возникшая на территории, временно оккупированной врагом. Она появилась вместе с образованием подпольных партийных комитетов и партизанских соединений. В тылу у врага выходили газеты «За Советскую Украину», «За Советскую Литву».

На начальном этапе войны была предпринята попытка издания газет, рассчитанных на разложение войск противника.

Постановления ЦК ВКП(б) «О работе на фронте специальных корреспондентов» (август 1941) и «О работе военных корреспондентов на фронте» (сентябрь 1942).

 

 

28) Л. С. Сосновский – очеркист и фельетонист

 

Биография[править | править исходный текст]

Родился в Оренбурге. Об отце сам Л. Сосновский сообщал в своей автобиографии, что он был «отставной николаевский солдат, прошедший... чуть не 25 лет солдатчины». Человек малограмотный, Семён Сосновский сумел, однако, превратиться в «предпринимателя уездного масштаба» и дать образование сыну. Уже в гимназические годы Л. Сосновский обнаружил журналистские способности и «сатирические» наклонности: «Мы стали издавать рукописный ученический журнальчик, где я в стихах вышучивал кое-каких педагогов. Стихи были, конечно, неважные»[1]. Стихов Сосновский позже не писал, но, став профессиональным журналистом, в отличие от большинства партийных публицистов, остался им и после революции.

Начало революционной деятельности[править | править исходный текст]

В 1903 году в Самаре Сосновский познакомился с людьми, которые ввели его в социал-демократический кружок; там он стал читателем ленинской «Искры» и чуть позже, по собственным словам, начал оказывать партии «посильные услуги (технического характера)»: «Аптека, где я служил, была очень удобна и для хранения всякой нелегальщины, и для встреч с нелегальными работниками. На моё имя получалась переписка из-за границы и иная. Приезжавшие из разных мест партийные работники являлись в аптеку и от меня получали адреса явок»[1]. В конце концов он решил сам наведаться по одному из тех адресов, которыми снабжал партийных работников, — и вступил в нелегальную организацию большевиков.

В революционном 1905 году Сосновский был направлен на работу в Златоуст, но, уже в начале 1906 года вынужденно его покинув («через Урал потянулась карательная экспедиция одного из кровавых генералов»), и не найдя никаких организаций ни в Самаре, ни в Одессе, отправился познавать мир: «Забрался в трюм первого попавшегося парохода, не справившись даже, куда он идёт. За Константинополем вылез из трюма и был поставлен капитаном на чёрную работу. В Алжире (Сев. Африка) я с парохода удрал, так как капитан угрожал предать меня в Англии суду за самовольное проникновение на судно. С тремя рублями начал жизнь эмигранта. Работал на табачной фабрике, в аптеке, пока удалось добраться до Парижа... Безработный, часто бездомный, голодный, я жадно вбирал в себя впечатления новой для меня обстановки. Посещал лекции, диспуты, занимался в библиотеках, посещал собрания профсоюзов Парижа, попал даже на конгресс профсоюзов Франции в Амьене (1906 г.)»[1].

Между двумя революциями[править | править исходный текст]

Вернувшись в Россию, Сосновский занялся созданием профсоюзов. Первым опытом стал союз печатников в типографии газеты «Туркестанский курьер» в Ташкенте, куда он устроился наборщиком. В 1909 г. он уже секретарь профсоюзов текстильщиков и кожевников Москвы[2]. Арест, призыв в армию в качестве поднадзорного («Это вам будет похуже ссылки, в казарме вам покажут») и не совсем законное — благодаря взятке — освобождение от солдатской службы, заставили Сосновского искать прибежище у брата, издававшего в маленьком уездном городе газету. Здесь он и обратился наконец к своему давнему призванию: «Обычно газета при всей её левизне редко выходила за пределы местных тем. Моё пребывание в газете совпало с сильным неурожаем в крае. И тут, наблюдая деятельность царских правительственных органов в борьбе с последствиями неурожая, наблюдая воровство, бездарность, бюрократизм, бездушное отношение властей к голодающему населению, мы стали разоблачать начальство ядовитыми фельетонами. Посыпались штрафы, конфискации газеты»[1]. Это было первое признание.

В 1913 г. стал литсотрудником «Правды», организовал рабочий журнал «Вопросы страхования», в котором и был секретарем, но продолжалось это недолго: в том же году осенью Сосновский был арестован и до 1916 года отбывал ссылку в Челябинске, где он «по возможности проводил влияние „Правды“ в рабочую массу, вербовал подписчиков и корреспондентов, проникал в кооперативы, союзы, пользовался всякими возможностями легального и отчасти нелегального порядка». По окончании срока ссылки поселился в Екатеринбурге и стал членом Екатеринбургского губернского и городского комитетов РСДРП(б).

В 1917 году[править | править исходный текст]

Революция застала Сосновского в Екатеринбурге, где он и работал на протяжении всего года, пользуясь успехом как журналист и оратор, и внёс свой вклад в победу РСДРП(б) в большинстве уральских Советов. Став председателем областного Совета Урала[3], Сосновский в конце ноября 1917 г. баллотировался в Учредительное собрание от Пермской губернии и в декабре, как избранный депутат, отправился в Петроград, где уже открылась новая страница истории партии.

После революции[править | править исходный текст]

После революции Сосновский занимал ряд ответственных постов: в 1917 — 1924 гг. был членом Президиума ВЦИК, в 1919 —1920 гг. — председателем Харьковского губкома КП(б)У, в 1921 г. заведовал агитпропом ЦК РКП(б). С 25 апреля 1923 по 23 мая 1924 — был членом ЦКК. Однако истинным его призванием была журналистика. В конце 1917 — начале 1918 г. Сосновский вместе с В. Володарским редактировал «Красную газету» в Петрограде; в мае 1920 г., с началом кампании по восстановлению транспорта, ненадолго возглавил газету «Гудок», тогда же преобразованную в ежедневную[4]. И.о. наркома путей сообщения в своём приказе призвал творческий коллектив газеты «оповещать весь путейский мир и всю страну о жизни нашего транспорта — каждой дороги, каждого участка, мастерской, области, реки, района, затона и пр.»[5], — задача эта была бы невыполнима без активного участия самих работников транспорта, и Сосновскому здесь мог пригодиться опыт, накопленный в газете «Беднота», редактором которой он был, с небольшими перерывами, с 1918 до 1924 года. «В Москве на меня возложена была задача создания массовой крестьянской газеты. Пришлось слить существовавшие в то время газеты партии „Дерев. Беднота“ (Петроград)[6] и „Дерев. Правда“ (Москва)»[1]. Новая газета очень скоро приобрела популярность и к концу 1919 г. достигла значительного для того времени тиража в 750 тыс. экземпляров[7]. Активное участие в газете принимали сами крестьяне (а в годы гражданской войны — и солдаты); их письма, сообщения, жалобы на местных работников постоянно публиковались в «Бедноте», а редакция готовила для председателя Совнаркома специальные обзоры крестьянских писем под названием «Барометр бедноты»[7]. «Работа в „Бедноте“, — писал Сосновский, — чтение массы крестьянских и солдатских писем впервые сблизили меня с крестьянскими делами. В 1918 г. по жалобе одного крестьянина на безобразия местных властей я был командирован в Бежецкий уезд Тверской губ. для расследования. Поездка <...> меня очень многому научила, заставила продумать многое в отношении деревенских дел. Летом 1919 г. я был в числе других работников командирован в провинцию для инструктирования и выправления партийной политики мест и попал <...> в ту же Тверскую губ. Проехав несколько уездов, разбирая всевозможные жалобы, выступая на множестве крестьянских собраний, я продолжал учиться этому сложному и ответственному делу, ранее мне не известному, — политике партии в деревне».

Неудивительно, что Сосновский оказался одним из тех, кто ещё в 1920 году считал необходимым изменение экономической политики, и на X съезде РКП(б), принявшем декрет о замене продразвёрстки продналогом, говорил: «Мне представляется, — не знаю, как товарищам, работающим на местах, — что для многих районов России эта уступка, которую сейчас мы будем обсуждать, кое-где явится запоздалой или недостаточной; она была бы гораздо более действенной в прошлом году об эту пору. И надо сказать, что кое-кто именно в прошлом году, перед партийным съездом, предлагал это и обращал внимание на необходимость такого шага»[8].

В статьях и фельетонах систематически подвергал критике "левое" искусство, как чуждое массам[источник не указан 734 дня].

В оппозиции[править | править исходный текст]

Лидеры оппозиции в 1927 году незадолго до их высылки из Москвы. Сидят слева направо: Л. Серебряков, К. Радек, Л. Троцкий, М. Богуславский и Е. Преображенский; стоят: Х. Раковский, Я. Дробнис, А. Белобородов и Л. Сосновский.

В октябре 1923 года Сосновский подписал «Заявление 46-ти» и за принадлежность к Левой оппозиции в 1924 году был отстранён от редактирования «Бедноты», — вплоть до 1927 г. довольствовался ролью ответственного сотрудника «Правды». В 1927 году подписал «Заявление 83-х» и прошёл весь путь, предначертанный для «неисправимых» оппозиционеров: на XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 года в числе 75 «активных деятелей троцкистской оппозиции» был исключён из партии[9]; в 1928 году отправлен в ссылку, 29 апреля 1929 года, находясь в Барнауле, вновь был арестован и приговорён Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 24 мая 1929 г. по ст. 58-10 УК к 3 годам лишения свободы. По мнению В. З. Роговина, причиной или поводом для такого ужесточения наказания могла стать резкая критика политики Сталина в деревне в письмах оппозиционерам[10]; так, в одном из них, ещё летом 1928 года, Сосновский писал:

Закрытие рынка, поголовный обход дворов, введение в употребление термина „излишки“, запрещение молоть крестьянам зерно выше скудной потребительской нормы, принудительное распределение (с наганом) облигаций займа, нарушение всех сроков взимания налога, самообложение, как дополнительный внезапный налог на середняка (кулака окулаченный аппарат не очень беспокоил) — где в нашей платформе или контр-тезисах что-нибудь подобное? Упразднение нэпа в деревне — кому из нас могло это прийти в голову даже в горячке дискуссии? А ЦК всё это осуществил. Пусть не играют комедии с обвинениями в перегибе. Достаточно официальных документов имеется, чтобы изобличить руководство в отмене на практике нэпа[11].

Содержался сначала в Челябинском политизоляторе; в январе 1930 года в «Бюллетене оппозиции» было опубликовано письмо ссыльного оппозиционера, в котором сообщалось, что заключенные изолятора издавали под редакцией Л. Сосновского журнал «Правда за решеткой»[12]. Позже был переведен в Томскийполитизолятор. 13 апреля 1932 года срок заключения был продлён тем же органом ещё на 2 года (по этому приговору был реабилитирован 4 июля 1993 года прокуратурой Алтайского края).

Последние годы[править | править исходный текст]

После формального отречения от оппозиции, вслед за Раковским, в 1934 году[13] Сосновский был возвращён в Москву, стал членом редколлегии газеты «Социалистическое земледелие», сотрудничал в качестве фельетониста в «Известиях»; был даже восстановлен в партии в 1935 г., но ненадолго: 23 октября 1936г. он был вновь арестован, а 3 июля 1937 г. Военной коллегией Верховного Суда СССР приговорён к расстрелу по обвинению во вредительстве и участии в антисоветской троцкистско-террористической организации. Расстрелян был в тот же день, 3 июля 1937 г. Реабилитирован 28 июня 1958 г. ВКВС СССР.

Жена — Ольга Даниловна Сосновская-Гержеван с 1937 года находилась в заключении, в сентябре 1941 года была расстреляна в Орловской тюрьме.

Сын — Владимир Львович Сосновский был арестован в 1941 году и до 1 декабря 1953 года находился в сталинских лагерях. В январе 1990 года участвовал в Учредительной конференции общества «Мемориал», в дальнейшем был председателем Бийского городского отделения общества «Мемориал»; автор воспоминаний о ГУЛАГе[14]. Умер в 2004 году.

 

 

29) Новый мир А.Т.Твардовского

Алекса́ндр Три́фонович Твардо́вский (1910—1971) — советский писатель и поэт. Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954; 1958—1970). Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1952—1956), кандидат в члены ЦК КПСС (1961—1966).

 

А. Т. Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского и Марии Митрофановны, происходящей из однодворцев[1].

 

Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.

 

Земля эта — десять с небольшим десятин — вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле — нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор.

Между прочим, он ходил в шляпе, что в нашей местности было странностью и даже некоторым вызовом, и нам, детям, не позволял носить лаптей, хотя из-за этого случалось бегать босиком до глубокой осени. Вообще многое в нашем быту было «не как у людей».

 

Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным — и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова,Толстого, Никитина, Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд.

 

Начало литературной деятельности[править | править вики-текст]

В 15 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 году была опубликована его первая поэма «Путь к социализму». В 1935 году в Смоленске в Западном областном государственном издательстве вышла первая книга «Сборник стихов» (1930—1935).

 

В 1939—1940 годах в составе группы писателей Твардовский работал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». 30 ноября 1939 года в газете были опубликованы стихи Твардовского «Час настал». Одно из стихотворений поэта той поры посвящено полевой кухне:

 

Дельный — что и говорить —

Был старик тот самый,

Что придумал суп варить

На колёсах прямо!

 

Стихотворение «На привале» было напечатано в газете «На страже Родины» 11 декабря 1939 года. В статье «Как был написан „Василий Тёркин“» А. Твардовский сообщил, что образ главного героя был придуман в 1939 году для постоянной юмористической рубрики в газете «На страже Родины».

 

Коллективизация, репрессии семьи[править | править вики-текст]

В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934—1936) изобразил коллективизацию и мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.

 

Несмотря на то, что родители вместе с братьями Твардовского были раскулачены и сосланы, а его хутор был сожжён односельчанами, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств.

 

Финская война[править | править вики-текст]

Член ВКП(б) с 1940 года[3]. Участвовал в присоединении к СССР Западной Белоруссии и в советско-финской войне (1939—1940) в качестве военного корреспондента.

В 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни, в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.

 

Помимо прочего, «Василий Тёркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии.

 

 

В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны.

 

В дни смерти и похорон Сталина А. Т. Твардовский написал следующие строки:

 

« В этот час величайшей печали

Я тех слов не найду,

Чтоб они до конца выражали

Всенародную нашу беду… »

В поэме «За далью — даль», написанной на пике хрущёвской «оттепели», писатель осуждает Сталина и, как и в книге «Из лирики этих лет. 1959—1968» (1969), размышляет о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В этой поэме наиболее ярко выразилась такая мировоззренческая сторона жизни и творчества Твардовского, как «державность». Но, в отличие от державников-сталинистов и неосталинистов, культ сильного государства, державы у Твардовского — не связан с культом какого-либо государственного деятеля и вообще конкретной формы государства. Такая позиция помогала Твардовскому быть своим и среди русофилов — поклонников Российской империи.[источник не указан 1416 дней]

 

 

1. Твардовский – журналист (1924 - 1945)

 

Начать работу об Александре Твардовском хотелось бы с его собственных слов. Кто как ни он сам смог бы лучше рассказать о самом себе.

«Родился я в Смоленщине, в 1910 году, на "хуторе пустоши Столпово", как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом, Трифоном Гордеевичем Твардовским, через Поземельный крестьянский банк с выплатой в рассрочку… И нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле,- нашему "имению", как в шутку и не в шутку называл он свой хутор. В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительно достатка, но вообще жилось скудно и трудно и, может быть, тем труднее, что наша фамилия в обычном обиходе снабжалась еще шутливо-благожелательным или ироническим добавлением "пан", как бы обязывая отца тянуться изо всех сил, чтобы хоть сколько-нибудь оправдать ее…

Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с "Полтавой" и "Дубровским" Пушкина, "Тарасом Бульбой" Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина произошло таким именно образом.

Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой. Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. По-разному благосклонно и по-разному с тревогой относились мои родители к тому, что я стал сочинять стихи. Отцу это было лестно, но из книг он знал, что писательство не сулит больших выгод, что писатели бывают и не знаменитые, безденежные, живущие на чердаках и голодающие. Мать, видя мою приверженность к таким необычным занятиям, чуяла в ней некую печальную предназначенность моей судьбы и жалела меня. Когда в московском журнале "Октябрь" напечатали мои стихи и кто-то где-то отметил их в критике, я заявился в Москву. Но получилось примерно то же самое, что со Смоленском. Меня изредка печатали, кто-то одобрял мои опыты, поддерживал ребяческие надежды, но зарабатывал я не намного больше, чем в Смоленске, и жил по углам, койкам, слонялся по редакциям, и меня все заметнее относило куда-то в сторону от прямого и трудного пути настоящей учебы, настоящей жизни. Зимой тридцатого года я вернулся в Смоленск и прожил там лет шесть-семь до появления в печати поэмы "Страна Муравия". Остановимся на этих строках автобиографии Твардовского. В них говорится о до сих пор недостаточно изученном периоде творчества великого поэта. Еще до того, как Твардовский напечатал «Страну Муравию» и стал известным поэтом, он напечатал более трехсот произведений. С 1924 г. Твардовский активно печатался в смоленских газетах как типичный журналист, то есть писал деловые статьи, заметки, зарисовки, очерки, информации, которые он привозил из многочисленных поездок по районам в пору становления колхозов на Смоленщине. С 1928 г. учился в педагогическом институте, сотрудничал в местных газетах и журналах. Сам он пишет о тогдашних своих временах: "вникал со страстью во все, что составляло собою новый, впервые складывающийся строй сельской жизни".

В январе 1925 г. появляется первая заметка селькора Твардовского, а в июле – первое стихотворение. В то время печать на смоленщине становилась все более массовой: если до революции газеты выходили тиражом 14 тыс. экземпляров, то к началу 1926 г. – 38 тыс. К 1929 г. с главной деревенской газетой тех мест – «Смоленская деревня» сотрудничали 2615 селькоров. Газеты, вмешиваясь во все вопросы сельской жизни, побуждали население не только выступать печатно, но и активно участвовать в повседневных деревенских делах. На волне социальной активности первыми поднялись многотысячные отряды селькоров. Твардовский в этой огромной армии не затерялся, его выступления обратили на себя внимание общественности.

В самом первом отклике смоленской печати выражено удивление перед деловитым и уверенным 16-летним селькором, обстоятельно вникающим во все деревенские проблемы: «Голубоглазый парень из-под Пересны, стоя на трибуне, спокойно рассказывал о трудностях предстоящей увязки своей работы с работой агронома» - писала 27 марта 1926 года газета «Рабочий путь». Было видно, что с трибуны говорит хозяин положения, а не сторонний наблюдатель или жалобщик, что он пришел навести порядок в доме. Одновременно с «Рабочим путем» на выступление Твардовского откликается и «Смоленская деревня». Она сообщает о том, как принципиально критиковал юный селькор нерадивое отношение к газете на местах: «селькор Твардовский из Переснянской волости указывал на факт недопустимого отношения к пересылке газет. У них в сельсовете газеты залеживаются очень долгое время, идут на раскрутку, теряются, а мер никаких. На предупреждение тов. Твардовского Совет ответил лишь насмешками. Очевидно, это явление не единично». Тогда нередкими были факты искусственного сдерживания проникновения газет в деревню. Вот почему юный Твардовский так ревностно относился к распространению газет и книг, сам организовывал подписку, много раз писал об этом в заметках, рассказах, очерках, стихотворениях. Он так заостренно поставил вопрос о распространении газет, что на его выступление отвечал помощник прокурора Чубров: очевидно, задержка и порча газет была не простой халатностью, а политической слепотой.

Первый газетный отклик в «Смоленской деревне» на поэтические опыты Твардовского был обнадеживающим и в известной мере смелым («способности у вас есть»), но одновременно критическим («вы прибегаете к ненужным выражениям», «обрабатывайте свои стихи как можно тщательнее» и т.п.). «Смоленская деревня» отказывает Твардовскому в публикации его заметок «Для вас» и «Черт бы вас…», видимо, из-за излишне узкого, местного прицела: «Приказчика можно призвать к порядку через правление кооператива». Юный селькор настолько уверовал в силу газеты, что словно забыл о прямом личном воздействии и вмешательстве в ход дел – газета напомнила ему об этом. По первым газетным откликам, в целом доброжелательным, можно судить о начальных селькоровских шагах Твардовского, по ним же видно, из каких низов он идет, как стремительно ему надо было расти, чтобы обрести литературное имя.

Прошло два трудных и хлопотных года селькорства, и в газете «Юный товарищ» появляется «литературно-творческий этюд» Дм. Осина – первая критическая статья о Твардовском. Он ждал эту статью нетерпеливо, нервно, она позарез была нужна ему как оправдание в глазах отца и окружающих его литературных занятий. Критик благосклонно отзывается о творческих начинания Твардовского – перед юным поэтом открывается новая литературная жизнь. Начиная с первого своего сборника «Книга стихов», Твардовский медленно, но верно идет к своему стартовому произведению – поэме «Страна Муравия» (1935), с которой он начинает «счет своим писаниям». За эту поэму в 1941 г. он получит Сталинскую премию 2-ой степени. Но это еще впереди.

В 1936 г. А. Твардовский приехал в Москву и учился на филологическом факультете Московского института истории, философии и литературы, который окончил в 1939 г.

Вслед за "Страной Муравией" А. Твардовский выпускает лирические сборники: "Дорога", "Сельская хроника", "Загорье". В 1939 году начинается русско-финская война, в которой поэт принимает участие. Затем – Великая Отечественная. В это время Твардовский работает во фронтовой печати. Именно тогда и рождается его знаменитый герой – Василий Теркин. Но остановимся и дадим слово самому автору, пускай он расскажет о том, как это случилось:

«Василий Теркин»… известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 года. Но "Вася Теркин" был известен еще с 1939-1940 года - с периода финской кампании. В то время в газете Ленинградского военного округа "На страже Родины" работала группа писателей и поэтов: Н. Тихонов, В. Саянов, А. Щербаков, С. Вашенцев, Ц. Солодарь и пишущий эти строки.

Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде "уголка юмора" или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки. Затея эта не была новшеством в армейской печати.

...И вот мы, литераторы, работавшие в редакции "На страже Родины", решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная. Стали придумывать имя. Шли от той же традиции, "уголков юмора" красноармейских газет, где тогда были в ходу свои Пулькины, Мушкины и даже Протиркины (от технического слова "протирка" - предмет, употребляющийся при смазке оружия). Имя должно было быть значимым, с озорным, сатирическим оттенком. Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Были предложения назвать Ваней, Федей, еще как-то, но остановились на Васе. Так родилось это имя.

...В качестве спецкорреспондента, а еще точнее сказать - в качестве именно "писателя" (была такая штатная должность в системе военной печати) я прибыл на Юго-Западный фронт, в редакцию газеты "Красная Армия", и стал делать то, что делали тогда все писатели на фронте. Я писал очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки - все.

И когда в редакции возникла идея завести постоянный фельетон с картинками, я предложил "Теркина", но не своего, оставленного дома в тетрадках, а того, который со дней финской кампании был довольно известен в армии».

За «Теркина» Твардовский получил Сталинскую премию 1 степени. Поэму оценил даже Иван Бунин. Но мы в своей работе постепенно приближаемся к новому этапу деятельности Твардовского – работе главным редактором в журнале «Новый мир».

 

2. Твардовский – редактор журнала «Новый мир» (1950 - 1971)

 

Исследователи не зря ставят Твардовского в один ряд с Пушкиным и Некрасовым – их пути в поэзии во многом схожи. Поэзия и журналистика. И на поэтическом, и на журналистском поприще Твардовского называют продолжателе