Билет 92. Теоретические основы музыкального воспитания и развития.

 

Музыка — искусство, создаваемое при помощи музыкальных звуков. Собственно

сам музыкальный звук, его свойства определяют особую силу воздействия

музыки на человека. Эмоциональное воздействие музыки на человека заложено

уже в самих свойствах музыкального звука. Эти же свойства определяют и

средства музыкальной выразительности, к которым относятся лад, ритм и метр,

мелодия, гармония, форма. Лад — это взаимосвязь музыкальных звуков, которая

проявляется в зависимости неустойчивых звуков от устойчивых. В музыке

выделяют несколько разновидностей лада, основными же являются мажорный и

минорный. Ритм (с греч. — соразмерность, стройность) — закономерное

чередование музыкальных звуков. На основе ритма строятся музыкальные

произведения. Метр является системой организации ритма, создает норму

отсчета музыкальных произведений. Мелодия — художественно осмысленный

последовательный ряд звуков разной высоты, организованный посредством

ритма и лада. Гармония — область выразительных средств в музыке, основанная

на объединении звуков в созвучия и на связи созвучий в их последовательном

движении. Основной тип созвучия — аккорд. Форма придает порядок

музыкальной композиции, обеспечивает целостность ее структуры. Придание

замыслу произведения адекватной формы позволяет наиболее полно выразить

его. Классическая музыка — это образцовые, совершенные (классические)

произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на

слушателя вне существующего времени. Популярная музыка — это музыка

сегодняшнего дня, широко тиражируемая, музыка, которая «на слуху», которую

напевают. Народная музыка — музыкальный фольклор, песенное и музыкально-

инструментальное творчество народа. Эта музыка не имеет автора и передается

из поколения в поколение, как правило, изустно. Слушание музыки — самый

распространенный вид музыкально-художественной деятельности. У ребенка

дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые

внешне выражены ярче, чем у взрослых. Музыкальное произведение может быть

оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но

если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, это

значит, что он способен глубоко ее прочувствовать и познать. Отбор репертуара

для слушания: Художественность предполагает отбор разнообразных

музыкальных произведений — образцов музыкальной классики и современности.

Доступность традиционно трактуется следующим образом: · содержание

музыкального произведения должно быть представлено яркими, понятными

образами, что предполагает использование преимущественно программной

музыки; · музыкальное произведение должно иметь контрастную форму;

· музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и

жизненному опыту ребенка; · подбор музыкальных произведений должен

соответствовать возможностям детского восприятия. Принципы: Принцип учета

детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что

каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным

музыкальным опытом. Задачи: · с процессом социализации ребенка,

обогащением его эмоционального опыта; · с развитием психических

процессов — мышления, воображения, креативных способностей дошкольника;

· с развитием художественного восприятия музыки, со становлением умений

ребенка осуществлять анализ музыкальных произведений; приобретением знаний

о музыке, расширением музыкального кругозора. Музыкальный репертуар для

обогащения эмоционального опыта ребенка.Ведущей линией развития

дошкольника становятся процессы социализации и культурации. Ребенок

приобщается к «общественной технике чувств» (Л. С. Выготский), познает мир

человеческих отношений и способов выражения эмоций.