Билет 92. Теоретические основы музыкального воспитания и развития.
Музыка — искусство, создаваемое при помощи музыкальных звуков. Собственно
сам музыкальный звук, его свойства определяют особую силу воздействия
музыки на человека. Эмоциональное воздействие музыки на человека заложено
уже в самих свойствах музыкального звука. Эти же свойства определяют и
средства музыкальной выразительности, к которым относятся лад, ритм и метр,
мелодия, гармония, форма. Лад — это взаимосвязь музыкальных звуков, которая
проявляется в зависимости неустойчивых звуков от устойчивых. В музыке
выделяют несколько разновидностей лада, основными же являются мажорный и
минорный. Ритм (с греч. — соразмерность, стройность) — закономерное
чередование музыкальных звуков. На основе ритма строятся музыкальные
произведения. Метр является системой организации ритма, создает норму
отсчета музыкальных произведений. Мелодия — художественно осмысленный
последовательный ряд звуков разной высоты, организованный посредством
ритма и лада. Гармония — область выразительных средств в музыке, основанная
на объединении звуков в созвучия и на связи созвучий в их последовательном
движении. Основной тип созвучия — аккорд. Форма придает порядок
музыкальной композиции, обеспечивает целостность ее структуры. Придание
замыслу произведения адекватной формы позволяет наиболее полно выразить
его. Классическая музыка — это образцовые, совершенные (классические)
произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на
слушателя вне существующего времени. Популярная музыка — это музыка
сегодняшнего дня, широко тиражируемая, музыка, которая «на слуху», которую
напевают. Народная музыка — музыкальный фольклор, песенное и музыкально-
инструментальное творчество народа. Эта музыка не имеет автора и передается
из поколения в поколение, как правило, изустно. Слушание музыки — самый
распространенный вид музыкально-художественной деятельности. У ребенка
дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые
внешне выражены ярче, чем у взрослых. Музыкальное произведение может быть
оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но
если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, это
значит, что он способен глубоко ее прочувствовать и познать. Отбор репертуара
для слушания: Художественность предполагает отбор разнообразных
музыкальных произведений — образцов музыкальной классики и современности.
Доступность традиционно трактуется следующим образом: · содержание
музыкального произведения должно быть представлено яркими, понятными
образами, что предполагает использование преимущественно программной
музыки; · музыкальное произведение должно иметь контрастную форму;
· музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и
жизненному опыту ребенка; · подбор музыкальных произведений должен
соответствовать возможностям детского восприятия. Принципы: Принцип учета
детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что
каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным
музыкальным опытом. Задачи: · с процессом социализации ребенка,
обогащением его эмоционального опыта; · с развитием психических
процессов — мышления, воображения, креативных способностей дошкольника;
· с развитием художественного восприятия музыки, со становлением умений
ребенка осуществлять анализ музыкальных произведений; приобретением знаний
о музыке, расширением музыкального кругозора. Музыкальный репертуар для
обогащения эмоционального опыта ребенка.Ведущей линией развития
дошкольника становятся процессы социализации и культурации. Ребенок
приобщается к «общественной технике чувств» (Л. С. Выготский), познает мир
человеческих отношений и способов выражения эмоций.