Билет 81. Литературное образование детей дошкольного возраста.

Художественная литература формирует все стороны речи: звуковую (потешки, считалки, устное народное творчество); словарь (знакомство с новыми явлениями действительности по представлению); грамматику (пересказ, показ лучших образцов письменной речи); связную речь (раз­личные виды рассказов, жанров художественного произведения). Особенности восприятия детьми художественного текста связаны с особенностями детской психики. А. Главная особенность психического развития дошкольника - кон­кретность мышления, поэтому дети легко понимают реалистические рас­сказы, затрудняются в понимании загадки, басни, пословицы. Б. Восприятие ребенком художественного произведения связано с его жизненным опытом, поэтому дети по-разному воспринимают взрослого и ровесника в сочетании с плохими поступками. В. Восприятие и понимание художественного произведения тесно связано с возрастной ранимостью, впечатлительностью, следовательно, дети придумывают «хороший» конец. В методике развития речи сформированы принципы отбора литера­турных произведений (в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевой, Н. С. Картинской, Л. М. Гурович) на основе особенностей детской пси­хики и общих положений эстетики: 1) идейно-художественная ценность; 2) учет возрастных особенностей; 3) занимательность; 4) композиционная облегченность; 5) четкая позиция автора. Задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литерату­рой строятся с учетом возрастных особенностей эстетического воспри­ятия. Общие задачи: 1) обеспечить усвоение детьми содержания произведений, их понима­ние (дети учатся пересказывать, заучивать наизусть); 2) формировать умение воспринимать литературное произведение (переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное в книгах с фактами жизни); 3) формировать умение элементарного анализа произведения (опреде­лять основных героев, форму произведения, яркие примеры образности языка); 4) воспитывать правильное отношение к книге и чтению. 1 младшая группа – чтение небольших рассказов, сказок бытовых и о животных.(Репка, Теремок, Колобок) 2 младшая группа – подводят к различению жанров, чтение небольших стихов, содержание к-х близко опыту Р. Средняя группа – внимание останавливается не только на содержании, но и нек-х особ языка (выразительность), тематика произведений более разнообразна. (Толстой «Сел дед пить чай», «Лапоть, пузырь, соломинка», «Цыпленок и утенок»). Старшая группа – дети различают жанры, вводятся рассказы о природе, происходит усложнение тематики (со скрытой тематикой) («Лиса и рак», Толстой «Два товарища», Пришвин «Золотой луг»). Подготовительная группа – научение эл-му анализу произведения, знакомство с тропами («У страха глаза велики», Толстой «Косточка», Берестов «Как найти дорожку»). Основой всех методов ознакомления с художественным текстомявляется выразительное чтение воспитателя. Методы по ознакомлению с художественной литературой включают: чтение, рассказывание, инсценировки, заучивание наизусть. Методы для восприятия детьми художественного текста: экскурсии, встречи с интересными людьми, рассматривание иллюстраций, вырази­тельное чтение, повторное чтение, выборочное, прием словесного рисун­ка, творческие задания, беседа. Структура занятий: Чтение художественного произведения 1. вводная часть (беседа, показ обложки, рассказ о авторе)2. выразительное чтение произведения 3. беседа о прочитанном Вне занятий речевую работу организуют: через чтение стихотворе­ний, рассказывание, зрелищные мероприятия и развлечения (инсцени­ровки, литературные утренники, просмотр телепередач). Структура утренника имеет много общего со структурой любого праздника: торжественное открытие, вступительное слово ведущего, ос­мотр оформления зала, концертные номера. К зрелищным видам развле­чений относятся спектакли, театральные представления, концерты. Дошкольники могут инсценировать лишь хорошо известные им про­изведения, в которых большое место занимает диалог. Для возникнове­ния инсценировок необходимо: 1) многократно повторить произведение; 2) вызвать у детей интерес к нему путем рассматривания иллюстраций, бесед. 3) показать способы художественно-образной выразительности. Для зрелищных развлечений в условиях детского сада используют: фланелеграфный театр, теневой театр, пальчиковый театр, куклы из ва­режек, перчаточный театр, куклы бибабо, кулачковый театр, куклы-марионетки, театр попрыгунчиков, театр из воздушных шаров, куклы из конусов, настольный театр. Одним из действенных способов воспитания читательских интересов у детей дошкольного возраста является уголок книги. Главное при его организации - привлечь ребенка к участию через: поручения; починку книг; беседы о прочитанном; обновление уголка.