Иванова, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, Т.А. Серебрякова, и др.)

Вопросы нравственно-экологического воспитания детей отражены в работах и исследованиях СВ. Алексеева, О.В. Васильевой, Н.Н. Вересова, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Груздевой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.В. Моисеевой, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной.

Н.Ф .Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Основным средством реализации поставленных задач, Н.Виноградова определяет обеспечение детям условий для полноценного общения, взаимодействия с природными объектами.

По мнению В.А. Зебзеевой экологическое развитие личности понимается как качественные личностные экологические новообразования, проявляющиеся в ценностных ориентациях, экологическом опыте взаимодействия с природой (экологической картине мира), экологической позиции, направленности личности, экологичности – принципиально нового свойства личности.
Экологическое развитие дошкольника достигается при взаимодействии всех компонентов экологического сознания, которыми являются эстетико-экологические чувства, восприятие и мышление, экологические знания и отношения, чувства сопричастности и единения с природой как универсальной общечеловеческой ценностью и которые являются интегративным целым (Л.В. Моисеева). В работах Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. отмечается важность идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста. По мнению Т.А. Серебряковой особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры.

Исследования В.Г. Грецовой ориентированы на разработку проблемы нравственного воспитания детей средствами природы. В.Г. Грецова обращает внимание на рассогласование имеющихся у детей знаний о правилах поведения в природе и реальных поведенческих проявлений по отношению к природным объектам. Не случайно целью своего научного исследования ученый определяет разработку содержания таких знаний о мире природы, которые бы выполняли не только образовательную, но и воспитательную функцию. По мнению исследователя, знания о природе, ее объектах и явлениях призваны решать задачу формирования у детей положительного отношения к миру природы, «деятельностной любви» к нему.

Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление де­тей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

ЭВ - процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

Цельэкологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Итак, в основе экологического воспитания - адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Содержание ЭВ включает 2 аспекта:

1. Передача экологических знаний

2. Трансформация знаний в отношения.

Знания являются обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры, а отношение его конечным результатом. Истинно экологическое знание формирует осознанный характер отношения и дает начало экологическому сознанию.

ЭВ и следствие его экологическое сознание возникают во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах поведения.

Экологическое сознание - (Э. В.Гирусов, А. Н.Кочер-гин, Ю.Г.Марков, Н.Г.Васильев и др.) рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмо­ций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Для ЭС характерно: Высшую ценность представляют гармоничное развитие члка и природы. Отказ от иерархической картины мира. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей члка, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием. Характер взаимодействия с природой определяется следующим экологическим императивом: «правильно и разрешено только то, что не нарушает экологического равновесия в природе».

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды” (И.Д. Зверев).

Н.А. Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры, согласуется с общей целью экологического образования – формированием экологического

сознания, экологической культуры.