Занятия углубленно-познавательного типа
Цель - выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются.
Использование новых методов обучения, в том числе наглядных, практических. К ним относятся длительное наблюдение (цикл), элементарное экспериментирование с объектами природы, демонстрация моделей, вскрывающих связи растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логично построенная беседа, подводящая детей к пониманию причинных связей в природе.
Занятия углубленно-познавательного типа проводятся всякий раз, когда возникает необходимость закрепить, уточнить, расширить конкретные представления детей, полученные в повседневной жизни, особенно в результате длительных наблюдений за ростом и развитием живых объектов, за сезонными явлениями природы. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.
Занятия обобщающего типаЦель- выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
Занятия комплексного типаКомплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Экологическое воспитание в повседневной жизни.
Общение и совместная деятельность. Воспитание дошкольников в повседневной жизни осуществляется в совместных делах и общении, которые могут быть преднамеренными, спланированными или спонтанными, ситуативными.
Педагогические мероприятия в повседневной жизни.
1.Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных 2.Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада. 3.Заполнение календаря природы.
Общение с природой – от дельных взаимосвязанных мероприятиях, позволяющих научить детей духовному контакту с растениями и животными.(Зимняя подкормка птиц. Работа с глобусом в подготовительной группе: Создание самодельных книг и альбомов по впечатлениям от прочитанных книг, наблюдений, праздников, походов. Изготовление поделок из бросового или природного материала. Домашние задания старшим и обсуждение результатов
Комплексные и развлекательные мероприятия.
Поход —это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых — эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Экскурсии. Старших дошкольников можно включить в природоохранные акции
Направления работы руководителя:
- организация всего воспитательного процесса (при необходимости - экспериментальной работы);
- распределение функциональных обязанностей членов коллектива;
- сотрудничество с органами управления образованием;
- выделение необходимых ставок (эколога, лаборанта, садовника) и подбор, повышение квалификации кадров в области экологического образования;
- составление дизайн-проекта учреждения;
- экологизация развивающей предметной среды;
- финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек, животных, растений и т.п.);
- работа с родителями;
- координация работы с другими учреждениями;
- связь со школой.
Направления работы методиста:
- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;
- выбор программы и методики (совместно с экологом);
- определение места экологического образования в общем образовательном пространстве сада, его связи с другими направлениями;
- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода в экологическом образовании;
- мониторинг деятельности всего коллектива;
- участие в диагностике детей и анализе результатов;
- проведение методических семинаров для членов коллектива;
- участие в экологизации развивающей предметной среды;
- участие в распространении опыта работы сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);
- руководство составлением «Экологического паспорта»;
-
- организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического образования;
- обобщение результатов работы.
Направления работы психолога:
- психологическая поддержка работы по экологическому образованию (в том числе экспериментальной работы);
- анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню детей дошкольного возраста;
- присутствие на занятиях эколога с целью определения по соответствующим методикам поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.);
- участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с экологом (разработка диагностических заданий с учетом материала по экологическому образованию);
- составление рекомендаций экологу по учету индивидуальных особенностей детей;
- анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями и экологом (записи особенностей поведения детей, их высказывания и т.п.) - участие в составлении диагностических карт;
- работа с родителями [15, с.155].
Направления работы эколога:
- участие в выборе программы, методики и их адаптация к условиям детского сада;
- подготовка и проведение занятий с детьми в экологической комнате, лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада;
- активное участие в разработке концепции и создании развивающей предметной среды;
- выбор растений, животных для экологического комплекса, групповых помещений;
- подготовка наглядного материала, выбор литературы.
- координация работы всех специалистов: музыкального руководителя, преподавателя по изодеятельности, физкультуре;
- координация работы воспитателей: составление еженедельной программы для воспитателей по конкретной теме и контроль за ее выполнением;
- участие в диагностике результатов эксперимента;
- работа с родителями;
- консультации педагогам дошкольного учреждения в области экологического образования;
- оформление «Экологического паспорта ДОУ», экологических паспортов растений, животных экологического комплекса:
- распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала).
Направления работы музыкального руководителя:
- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;
- согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности;
- разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;
- подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе) к программе эколога;
- музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев (например, танец цветов, «Радуга» и т.п.);
- использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т.п.)
Направления работы преподавателя по изобразительной деятельности:
- закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;
- иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) - как изданных, так и собственных;
- оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;
- совместное проведение занятий с экологом;
- участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;
- подбор художественных произведений к программе эколога;
- координация своей программы с программой эколога;
- участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;
- использование элементов фольклора, в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.)
Направления работы преподавателя по физкультуре:
- включение в занятия определенных физических упражнений, подвижных игр (имитация движений, растений) по согласованию с экологом;
- участие в чколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на экологической тропе, экскурсий, в том числе вместе с родителями:
- участие в экологических праздниках (спортивно-экологических);
- согласование своей программы с программой эколога для выявления точек соприкосновения;
- тренер по плаванию может участвовать в экологических праздниках (например, «Волшебница вода»), проведении некоторых экспериментов (с надувными игрушками — тема «Воздух»), подвижных игр на воде (тема «Вода»);
- обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.
Направления работы медицинского работника:
- оздоровительная работа с детьми,
- участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе дошкольного учреждения с точки зрения состояния здоровья детей;
- эколого-оздоровительное просвещение родителей.
Направления работы воспитателя:
- экологизация деятельности дошкольников в группах;
- выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках и в группах;
- фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;
- выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);
- создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;
- подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми);
- работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой информации и т.п.);
- участие в диагностике по заданию эколога и психолога (опрос детей по - готовым опросникам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);
- участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта детского сада».
Вопрос № 71. Современные исследования развития личности ребенка в процессе общения с природой. Анализ и сравнительная характеристика понятий «экологическое воспитание», «экологическое сознание», «экологическое образование».