Иванова, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, Т.А. Серебрякова, и др.)

Вопросы нравственно-экологического воспитания детей отражены в работах и исследованиях СВ. Алексеева, О.В. Васильевой, Н.Н. Вересова, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Груздевой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.В. Моисеевой, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной.

Такие ученые, как Н. Виноградова, Э. Никитина и Ф. Томина изучают вопросы, связанные с эстетическим развитием дошкольников средствами природы.
Н.Ф .Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Эстетические чувства по отношению к природным объектам исследователь рассматривает как важнейшую составляющую положительного отношения к природному окружению. Основным средством реализации поставленных задач, Н.Виноградова определяет обеспечение детям условий для полноценного общения, взаимодействия с природными объектами.
По мнению В.А. Зебзеевой экологическое развитие личности понимается как качественные личностные экологические новообразования, проявляющиеся в ценностных ориентациях, экологическом опыте взаимодействия с природой (экологической картине мира), экологической позиции, направленности личности, экологичности – принципиально нового свойства личности.
Экологическое развитие дошкольника достигается при взаимодействии всех компонентов экологического сознания, которыми являются эстетико-экологические чувства, восприятие и мышление, экологические знания и отношения, чувства сопричастности и единения с природой как универсальной общечеловеческой ценностью и которые являются интегративным целым (Л.В. Моисеева).

В работах Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. отмечается важность идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста.

По мнению Т.А. Серебряковой особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Дидактические игры оказывают влияние на развитие мыслительных операций дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (сравнение, обобщение, классификация), развивают память и внимание, способствуют становлению личностных качеств.
Исследования В.Г. Грецовой ориентированы на разработку проблемы нравственного воспитания детей средствами природы. В.Г. Грецова обращает внимание на рассогласование имеющихся у детей знаний о правилах поведения в природе и реальных поведенческих проявлений по отношению к природным объектам. Не случайно целью своего научного исследования ученый определяет разработку содержания таких знаний о мире природы, которые бы выполняли не только образовательную, но и воспитательную функцию. По мнению исследователя, знания о природе, ее объектах и явлениях призваны решать задачу формирования у детей положительного

 

 

отношения к миру природы, «деятельностной любви» к нему.

Концепция экологического образования дошкольников, базирующаяся на:
- теоретических положениях отечественных психологов (А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Новоселовой и других) и результатах исследований педагогов в области экологического образования дошкольников (П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой, Б.Ф. Терентьевой, Н.Н. Кондратьевой и других);
- концепции системы непрерывного экологического образования (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.). Одним из главных принципов экологического образования признается принцип непрерывности, т.е. взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
- содержании экологии как современной науки, включающей ряд направлений (классическую, социальную, прикладную) и экологии как междисциплинарной отрасли, имеющей мировоззренческое значение;
- концепции «устойчивого развития» (взаимозависимость человека и природы; признание самоценности природы, смена антропоцентрической парадигмы на эксцентрическую).
Основные положения концепции:
- экологическое образование дошкольников является уникальной, самоценной, специфической и неотъемлемой ступенью системы непрерывного экологического образования;
- специфика дошкольной ступени как "первого этапа системы непрерывного экологического образования определяется психологическими, физиологическими особенностями ребенка-дошкольника, что учитывается при отборе содержания и методики;
- при отборе содержания экологического образования дошкольников учитываются три группы принципов: общедидактические, специфические для экологического образования; специфические для данного возраста: научности, доступности, системности, регионализма, преемственности, гуманистичности, интеграции, деятельностности, конструктивизма, целостности;
- в содержании экологического образования дошкольников, как и на других ступенях системы непрерывного экологического образования, отражены различные направления экологии, ее междисциплинарный характер и связь с другими естественными и гуманитарными дисциплинами, искусством;

- основными содержательными линиями экологического образования дошкольников являются разнообразие окружающего мира, взаимосвязи в природе и цикличность явлений и процессов . В содержании экологического образования дошкольников, как и в содержании экологического образования школьников, выделяется четыре основных компонента: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный, которые на данной ступени имеют свою специфику.
-базисные характеристики личности ребенка-дошкольника включают экологический компонент как отражение ожидаемых результатов. Диагностика эффективности экологического образования дошкольников направлена, прежде всего, не на диагностику их знаний, а на диагностику результатов внедрения педагогическим коллективом конкретной программы, и включает количественные и качественные методы оценки.