Вопрос № 69. Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников. Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании детей.
Характерной особенностью современного экологического образования на всех его ступенях и уровнях является реализация идей коэволюционного подхода к решению проблемы взаимодействия в системе «человек -природа», который предполагает соразвитие человека и природы в процессе взаимодействия. В основе данного подхода заложен принцип разумного и рационального использования природной среды и природных ресурсов.
Приоритетной задачей дошкольного экологического образования в настоящее время должно стать формирование основ ценностного отношения к миру природы, предполагающее не только накопление определенного диапазона знаний, информации о природе, но и развитие эмоций и чувств детей в процессе познания природных объектов, а также их трансформация в позитивно ориентированные поступки, действия детей в природе.
В настоящее время существует 2 подхода, 2 парадигмы отношения человека к окружающему миру и взаимодействия в нем:
· Антропоцентрический. Члк рассматривается в центре всего живого. Суть - потребительское отношение к природе.
· Биокоцентрический. Природа, живое в центе. Члк только часть природы, а мера всех вещей это уникальность жизни. Потребности члка согласуются с экологической разумностью и экологическими требованиями.
В соответствие с новым биокоцентрическим подходом на мировом уровне была выдвинута экологическая концепция, т.е. система взглядов, подтвержденных рядом документов о взаимодействии человеческого сообщества с миром природы.
Основные положения данной системы явились концептуальными аспектами концепции экологического образования, как общего, так и в дошкольном ворасте.
Концепция общего экологического образования
В соответствие с Болонским соглашением европейской стратегии образования: экологическое образование рассматривается как одно из значимых направлений образования в планетарном масштабе.
Современное экологическое образование как гуманитарная культурно-творческая модель, отражающая современные теоретико-методологические идеи:
· идея самоценности живого, неживого и мыслящего, отражающая аксиологический подход к современной картине жизни;
· идея единства члка и природных основ;
· идея личностного становления члка в процессе взаимодействия с миром природы;
· идея субъектности, предполагающей, что в центре внимания находится развитие субъектного опыта члка, который включает индивидуальный и всеобщий опыт общенияс природно-культурным окружением;
· идея проблемно-творческой направленности содержания экологического образования;
· идея сознательной направленности экологического образования в контексте жизнетворчества, объединяющая существующие стратегии экологизации образования (природоохранная, ресурсоохранная, валеологическая и т.д.);
· идея глубинного диалога личности с природой, партнерства, равноправия в противовес идеологии покорения, борьбы, господства.
Аксиологический подход раскрывает культуру как явление, отражающее духовную природу человека, духовные ценности и нравственные нормы человечества.
Деятельностный подход видит в культуре проявление активной креативной и разумной природы человека.
Личностно ориентированный подход. Модель личностно-ориентированного обучения и воспитания составляет:
разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
дифференцированный подход -выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения; индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
субъектно-личностный подход -отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.