Подвижные игры на прогулке.

Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизичес­кого здоровья.

Самостоятельное «и твор­ческое использование ребенком двигательного опыта в физичес­ких упражнениях и подвижных играх на прогулке способствует: раз­витию личностных и психофизических качеств; повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмо­циональную сферу.

Организация двигательной деятельности долж­на проходить в дружелюбной, радостной обстановке.
Подвижные игры и физические упражнения проводятся педа­гогом в различное время дня в соответствии с общепринятым ре­жимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке.
При распределении игр на день, неделю, месяц и т.д. воспита­тель планирует использование многообразного двигательного ма­териала, его повторяемость и вариативность, обеспечивающие си­стему совершенствования двигательных навыков.
Организация двигательной и игровой деятельности проводится с учетом режима дня, времени и предыдущей деятельности ребен­ка. Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов дея­тельности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в те­чение дня.
При составлении календарного плана проведения подвижных, спортивных игр и физических упражнений следует принимать во внимание время года, состояние погоды, необходимость разнооб­разия движений и двигательных действий. Педагог следит за тем, чтобы ребенок не перегревался и не переохлаждался во время про­гулок.
Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями.

На­личие должного оборудования на участке создает условия для со­вершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков), спортивных игр и упражнений, а также под­вижных игр.
Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями.

В дошкольных учреждениях в целях закаливания детей исполь­зуются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обти­рание, обливание, душ, купание).

Процесс закаливания многообразен: с одной стороны, он вклю­чает специальные мероприятия по назначению врача (воздушные, водные, солнечные ванны), с другой — определенные условия в связи с установленным режимом дня (регулярное проветривание помещения, соответствующая одежда и обувь, соблюдение уста­новленной длительности прогулок и режима двигательной актив­ности детей, сон на веранде с открытыми окнами).
Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям ок­ружающей среды (влажный воздух, дождь, ветер, перегревание).

Целесообразность сочетания закаливающих процедур с физическими упражнениями.

Закаливающие мероприятия наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями: активная мышечная работа содей­ствует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В про­цессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто.
Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ре­бенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоцио­нальный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ.
Подбор физических упражнений для воздушных, солнечных ванн. Методика их проведения с детьми разных возрастных групп.

Закаливающие процедуры проводятся начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, про­должительность; необходим индивидуальный подход в соответствии с рекомендациями врача. Рассмотрим подробнее основные средства закаливания, при­меняемые в дошкольных учреждениях.

Воздушные ванныобеспечивают непосредственное воздей­ствие воздуха на обнаженную поверхность кожи во время двига­тельной деятельности детей. Наиболее целесообразным и есте­ственным видом такой воздушной ванны является утренняя гим­настика, проводимая на воздухе и в помещении при открытых окнах, фрамугах.

 

Кроме того, воздушные ванны дети получают во время физкультурного занятия на воздухе и в помещении по Назначению врача, преимущественно в старшей и подготовитель­ной к школе группах.
Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, в которые вхо­дят воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении Их в помещении температура воздуха постепенно снижается через Каждые 2—3 дня с таким же постепенным облегчением одежды детей.Это осуществляется по указанию врача, с учетом состояния здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них.

Имеющиеся исследования педагогов, опыт работы многих дет­ских садов подтверждают высокий результат таких систематичес­ких занятий: у детей укрепляется здоровье, снижаются простуд­ные и инфекционные заболевания, вырабатывается известная вы­носливость.

Солнечные ванны.Солнце оказывает благотворное влияние на организм ребенка, укрепляя общее его состояние, улучшая об­менные процессы. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, ко­торые обладают бактерицидным действием (останавливающим раз­витие бактерий), антирахитическим (улучшающим деятельность нервной системы, повышающим обменные процессы, укрепляю­щим костно-мышечную систему), эритемным (увеличивающим приток крови и вызывающим покраснение кожи, переходящее в загар).
Такое многообразное влияние солнца на организм ребенка тре­бует особой осторожности. При неумеренном использовании сол­нечных ванн у детей могут появиться отрицательные явления (воз­буждение и нарушение сна, резкое расширение сосудов, ухудше­ние состава крови и др.). Поэтому в детских учреждениях солнеч­ные ванны должны проводиться только в соответствии с назначе­нием врача, с обязательным учетом индивидуальных особенно­стей детей.

Закаливание солнечными лучами происходит во время свето-воздушных или солнечных ванн на прогулке.

Время общих солнечных ванн постепенно увеличивается с 5-6 мин до 10 мин одновременного воздействия до 1,5 ч суммарно в течение дня. Проведение специальных солнечных ванн, лежа под прямыми лучами солнца, детям дошкольного возраста не рекомендуется.

Использование водных процедур, закаливание детей.

Водные мероприятия— это обтирание, обливание, душ, ку­пание (в бассейне, в реке, в озере, в море). Основанием для назна­чения этих процедур врачом служит учет индивидуальных особен­ностей и состояния здоровья детей. В процессе водных процедур целесообразно и желательно активное поведение ребенка.

В первой младшей группе активность исходит в основном от взрослого, сти­мулирующего ребенка к движениям. С 3 лет ребенок приучается действовать самостоятельно.
При обтирании, состоящем из легких массирующих движений в направлении от периферии к центру, дети приучаются действо­вать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полу­круге, они одновременно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу. Таким образом, в процессе обтирания ребенок находит­ся в движении, не мерзнет и получает под руководством воспита­теля необходимый жизненный навык.
Обливание по своему воздействию на организм ребенка сильнее предыдущей процедуры. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную систе­му, вызывает бодрость. Ребенок поворачивается, подставляя под льющуюся воду спину, грудь, бока, живот, руки. Кроме того, он может делать движения, связанные с потоком воды, слегка расти­рая тело, плескаясь. По окончании процедуры все дети тщательно вытирают тело под наблюдением воспитателя.
Во многих детских учреждениях при систематическом закали­вании практикуется по рекомендации врачей обливание до пояса после утренней гимнастики (преимущественно в подготовитель­ных группах). Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом шею, грудь, плечи и руки, после чего тщательно вытирают тело. Обливание водой до пояса — наиболее доступная процедура в раз­личных условиях, поэтому именно к этому виду закаливания це­лесообразно приучать детей.
Купание как регулярная ежедневная процедура — прекрасное средство оздоровления и закаливания детского организма. Прохлад­ная вода, чистый воздух в сочетании с ультрафиолетовыми луча­ми, движения самих детей — весь этот комплекс средств оказыва­ет чрезвычайно благоприятное воздействие на организм ребенка, его нервную систему, эмоционально-положительное состояние.
Однако несмотря на эффективность этой процедуры, нужно подводить к ней детей очень осторожно — путем предварительно­го регулярного обтирания и обливания под душем с постепенным снижением температуры воды. Недостаточная зрелость у детей терморегуляторных функций и в связи с этим большая отдача тепла через кожу в окружающую среду определяют необходимость дви­гательной активности детей во время купания. Простые веселые игры в воде, организуемые воспитателем с небольшими подгруп­пами (6—8 человек), вызывают у детей положительные эмоции, а мышечные движения усиливают теплообразование. Благодаря это­му ребенок чувствует себя хорошо, не мерзнет и не боится воды.
Купание с целью закаливания рекомендуется в программе для средней, старшей и подготовительной групп детей. Приучение к воде, как показывает практика, целесообразно начинать с 1,5—2 лет. Ходьба в воде на мелком месте, собирание камушков, игры с надувными игрушками, плескание помогают малышам освоиться в новой для них водной среде, вызывают положительные эмоции, воспитывают смелость. Купание хорошо сочетается с гидроаэро­бикой.
Тщательная проверка места купания, одновременное пребыва­ние в воде не более 3—4 детей под неослабным вниманием взрос­лых, соблюдение всех указаний врача — обязательные условия проведения этой процедуры. Продолжительность купания опреде­ляется для каждой возрастной группы врачом детского учрежде­ния. При этом учитываются температура воздуха и воды, погодные условия,а также степень достигнутой закаленности организма ре­бенка.

Опыт лучших детских садов подтверждает, что систематическое закаливание ребенка следует начинать с раннего возраста и регу­лярно проводить его до последних дней пребывания ребенка в дет­ском учреждении, только тогда оно приобретает привычный ха­рактер. Основным условием при этом является согласованность в работе педагогического, медицинского и технического персонала, а также установление контакта с родителями.